3. Для фирм теория эластичности имеет значение и для маркетингового анализа, потому что учет эластичности позволяет в частности определить тот сегмент покупателей, на который следует ориентироваться производителю.
4. Для государства знание эластичности имеет, во-первых, значение для его налоговой и дотационной политики. В частности, есть смысл включать в цены товаров налоги, которые являются предметами малоэластичного спроса. Что государство успешно и делает, включая большие налоги, которые называются косвенными, в цены на табачные изделия, бензин и др. Дотации тоже, как правило, даются производителям, спрос на товары которых малоэластичен. Вот почему во всем мире дают дотации фермерам (т.к. фермерская продукция – продукция малоэластичного спроса) не только за то, чтобы сеял, но и за то, чтобы не сеял лишнего. Во-вторых, знание эластичности имеет значение для процесса переложения налогового бремени с покупателя на продавца и с продавца на покупателя или деление между ними (чем менее эластичный спрос, тем большая доля налога ляжет на покупателя, и соответственно, чем менее эластичное предложение, тем большая доля налогов ляжет на продавца).
Коллоквиум.
Третий блок:
1. Фирма в экономике.
1. Понятие и виды фирм.
2. Природа фирм (теория фирм).
3. Издержки и доходы фирм.
4. Значение издержек и доходов в принятии экономических решений.
1. Фирма – первичная производственная единица, которая обладает следующими характеристиками:
· Занимает определенное место в системе общественного разделения труда (специализация).
· Осуществляет самостоятельный кругооборот доходов и расходов, не сливающийся с кругооборотом доходов и расходов других фирм.
· Функционирует в условиях рисков и неопределенности.
· Целью любой фирмы является получение и максимизация прибыли (иногда тактические цели могут заменять стратегическую (максимизация прибыли), если фирма желает завоевать рынок сбыта или внедрить новый продукт; существуют фирмы, так называемые некоммерческие, которые не преследуют цель максимизации прибыли, а преследующие иные цели, например, социальные цели).
Виды фирм:
С точки зрения сферы функционирования:
· Коммерческие – сфера торговли.
· Производственные – производство.
· Финансовые – финансы, банки.
С точки зрения собственности:
· Частные – могут быть индивидуальные, коллективные.
· Государственные – федеральные, субъекты федерации, муниципальные.
С точки зрения масштабов:
· Мелкие – возникают там, где быстро меняется потребность товаров и услуг (изменчива), где не требуются большие финансовые вложения и научно-технические разработки, где основное условие успеха – профессионализм работающих. Их главное достоинство – их исключительная гибкость и приспособляемость к изменению потребностей. Главный недостаток – их неустойчивость. По данным Всемирного Банка через 3 года от тех, кто организовал мелкие фирмы, останется всего 5% фирм. По данным американской статистики к мелким фирмам относятся те, кто имеет размер годовых продаж – 50 тыс. дол. Вклад мелких фирм в производство национального продукта незначительно (примерно 20%), но их значение достаточно велико. Почему?
o Потому что мелкий бизнес это, во-первых, основная сфера занятости в рыночной экономике.
o Мелкий бизнес это основа сохранения конкурентной среды, а это очень важно для рынка, это противостояние монополистическим тенденциям.
o Мелкий бизнес, это источник доходов местных бюджетов (через налоги).
o Мелкий бизнес – это сфера деятельности венчурных фирм, которые занимаются отработкой нововведений.
o Мелкий бизнес, это своеобразный инкубатор предпринимательства, позволяющий оттачивать свои предпринимательские навыки.
o Мелкий бизнес – основа удовлетворения мельчайших запросов потребителя.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.