Ресурс труда (трудовой ресурс). Закон редкости (ограниченности) ресурсов. Экономический выбор в различных экономических системах, страница 13

3.  Для фирм теория эластичности имеет значение и для маркетингового анализа, потому что учет эластичности позволяет в частности определить тот сегмент покупателей, на который следует ориентироваться производителю.

4.  Для государства знание эластичности имеет, во-первых, значение для его налоговой и дотационной политики. В частности, есть смысл включать в цены товаров налоги, которые являются предметами малоэластичного спроса. Что государство успешно и делает, включая большие налоги, которые называются косвенными, в цены на табачные изделия, бензин и др. Дотации тоже, как правило, даются производителям, спрос на товары которых малоэластичен. Вот почему во всем мире дают дотации фермерам (т.к. фермерская продукция – продукция малоэластичного спроса) не только за то, чтобы сеял, но и за то, чтобы не сеял лишнего. Во-вторых, знание эластичности имеет значение для процесса переложения налогового бремени с покупателя на продавца и с продавца на покупателя или деление между ними (чем менее эластичный спрос, тем большая доля налога ляжет на покупателя, и соответственно, чем менее эластичное предложение, тем большая доля налогов ляжет на продавца).

Коллоквиум.

Третий блок:

1.  Фирма в экономике.

1.  Понятие и виды фирм.

2.  Природа фирм (теория фирм).

3.  Издержки и доходы фирм.

4.  Значение издержек и доходов в принятии экономических решений.

1.  Фирма – первичная производственная единица, которая обладает следующими характеристиками:

·  Занимает определенное место в системе общественного разделения труда (специализация).

·  Осуществляет самостоятельный кругооборот доходов и расходов, не сливающийся с кругооборотом доходов и расходов других фирм.

·  Функционирует в условиях рисков и неопределенности.

·  Целью любой фирмы является получение и максимизация прибыли (иногда тактические цели могут заменять стратегическую (максимизация прибыли), если фирма желает завоевать рынок сбыта или внедрить новый продукт; существуют фирмы, так называемые некоммерческие, которые не преследуют цель максимизации прибыли, а преследующие иные цели, например, социальные цели).

Виды фирм:

С точки зрения сферы функционирования:

·  Коммерческие – сфера торговли.

·  Производственные – производство.

·  Финансовые – финансы, банки.

С точки зрения собственности:

·  Частные – могут быть индивидуальные, коллективные.

·  Государственные – федеральные, субъекты федерации, муниципальные.

С точки зрения масштабов:

·  Мелкие – возникают там, где быстро меняется потребность товаров и услуг (изменчива), где не требуются большие финансовые вложения и научно-технические разработки, где основное условие успеха – профессионализм работающих. Их главное достоинство – их исключительная гибкость и приспособляемость к изменению потребностей. Главный недостаток – их неустойчивость. По данным Всемирного Банка через 3 года от тех, кто организовал мелкие фирмы, останется всего 5% фирм. По данным американской статистики к мелким фирмам относятся те, кто имеет размер годовых продаж – 50 тыс. дол. Вклад мелких фирм в производство национального продукта незначительно (примерно 20%), но их значение достаточно велико. Почему?

o  Потому что мелкий бизнес это, во-первых, основная сфера занятости в рыночной экономике.

o  Мелкий бизнес это основа сохранения конкурентной среды, а это очень важно для рынка, это противостояние монополистическим тенденциям.

o  Мелкий бизнес, это источник доходов местных бюджетов (через налоги).

o  Мелкий бизнес – это сфера деятельности венчурных фирм, которые занимаются отработкой нововведений.

o  Мелкий бизнес, это своеобразный инкубатор предпринимательства, позволяющий оттачивать свои предпринимательские навыки.

o  Мелкий бизнес – основа удовлетворения мельчайших запросов потребителя.