Ресурс труда (трудовой ресурс). Закон редкости (ограниченности) ресурсов. Экономический выбор в различных экономических системах, страница 8

§  Эффект присоединения к большинству или эффект толпы – «быть как все».

Типы товаров:

§  Заменители или субституты.

§  Комплементарные товары – товары, спрос на которые существует только в дополнение к другим товарам.

§  Независимые товары – спрос на один товар никак не связан со спросом на другой товар.

Если меняется неценовой детерминант, то кривая спроса обязательно смещается, смещается вправо, влево, но она не остается на одном месте. При этом возникает другая функция спроса от цены. Если же меняется только цена, то кривая спроса неподвижна, а меняется только величина спроса, и происходит скольжение вдоль кривой спроса.

Математический метод.

Это выражение спроса возникает при линейной функции спроса от цены, а именно при изменении цены на одну единицу величина спроса всегда меняется на одну и ту же величину, на одно и то же значение.

Qd=a-b*P

Где, a – величина спроса при нулевой цене, - - показатель обратной связи между ценой и величиной спроса, b – число, показывающее, на сколько единиц каждый раз меняется величина спроса при изменении цены на одну единицу

P

Qd

0

16

1

13

2

10

3

7

Qd=16-3P

Общий вывод относительно спроса:

Поскольку в основе спроса лежит потребность надо, во-первых, их изучать, во-вторых, угождать покупателю, в-третьих, формировать потребности – предлагать либо новинки, либо модифицировать старые, сопровождая все это рекламой. Следует различать индивидуальный (спрос отдельного покупателя на отдельный товар) спрос и рыночный (суммарный спрос покупателей данного товара при разных ценах).

07.10.10

Предложение

Предложение – тот объем товаров и услуг, который производители могут и готовы предложить на рынок в данное время и при данных ценах. Исходя из этого, можно сказать, что предложение и производство это не синонимы. Во-первых, не всякое производство ориентировано на рынок. Во-вторых, даже будучи ориентированными на рынок, товары могут не сохраниться, не дойти до покупателя, а значит, и не составить предложения.

Qs=f(x1, x2…xn)

Qs=1*P – между ценой и объемом предложения данного товара существует прямая связь. Она отражает закон предложения: чем выше цена, тем больше товаров и услуг готов предлагать производитель. Так же, как закон спроса, закон предложения может быть проиллюстрирован тремя способами: табличный, графический, математический.

Таблица

P

Qs

25

6

15

3,5

10

3

5

1

График

1.  Она носит восходящий характер (имеет положительный наклон).

Доказательство:

·  Цена для производителя – это стимул. И чем больше цена, тем больше разница между ценой и издержками, а стало быть. И больше прибыль.

·  При переброске ресурсов, для увеличения производства данного блага растут альтернативные издержки, и поэтому, чтобы возместить эти возрастающие издержки, требуется более высокая цена. Даже в том случае, если более интенсивно использует имеющиеся ресурсы, все равно растут затраты, требующие возмещения за счет более высокой цены.

2.  Кривая предложения – вся совокупность точек, показывающих различные варианты производства товаров и услуг при разных ценах. Поэтому только каждая конкретная точка на этой кривой дает нам характеристику не предложения, а величины предложения при конкретной цене.

3.  Помимо цены предложение может меняться под воздействием неценовых детерминантов и тогда происходит смещение кривой предложения либо влево вверх, либо вправо вниз (цена не изменяется). Детерминанты:

·  Цены на используемые ресурсы – чем выше цена, тем меньше готов производить производитель.