Ресурс труда (трудовой ресурс). Закон редкости (ограниченности) ресурсов. Экономический выбор в различных экономических системах, страница 16

Рассматривая различные виды фирм, следует помнить, что слова «фирма», «предприятие», «отрасль» - это разные понятия и только в частном случае они могут совпадать, например, фирма может иметь в своем составе несколько предприятий, имеющих разную степень самостоятельности. Отрасль может быть представлена разными фирмами и разными предприятиями. Только в одном случае они могут совпадать – когда одна фирма представляет всю отрасль.

2.  Природа фирмы. Теория фирмы. Почему существуют фирмы? Существует два основных подхода:

§  Неоклассический – фирма рассматривается как некий черный ящик, на входе которого ресурсы, а на выходе – готовая продукция. Главная функция фирмы – чисто производственная, чисто техническая - преобразовать ресурсы, максимизировать результат при минимальных затратах ресурсов и наоборот – минимизировать затраты на данный объем производства, выпуска. Рынок как бы противостоит фирме, дополняет фирму и позволяет получить большую или меньшую прибыль за счет механизма ценообразования как на ресурсном рынке, так и на рынке товаров и услуг. Фирме присуще одно, а рынку другое.

§  Институциональный. Эта теория исходит не из противопоставления рынка и фирмы, а из их сопоставления.

Рынок

Фирма

Ресурсы рассредоточены.

Ресурсы объединены.

Каждый ресурс автономен и независим.

Существуют фирмы управляющая и подчиненная.

Основой для принятия решений на рынке является механизм цен, динамика цен.

Здесь существуют в рамках фирмы приказы, команды, должностные и функциональные инструкции.

Регулятором объемов производства является механизм спроса и конкуренции.

В рамках фирмы объем, который фирма собирается производить планируется ей же.

Отсюда мы видим, что фирма является результатом определенных согласованных действий экономических субъектов и предполагает определенную иерархию в отношениях, определенную власть. В рамках фирмы мы видим систему контрактов, то есть, соглашений, где фиксируются права и обязанности сторон. Но если для рынка характерны так называемые классические контракты, то есть, контракты, где можно оговорить все права и обязанности сторон и соответствующие санкции за невыполнение условий, то в рамках других контрактов это сделать невозможно. А какие другие контракты? А следующие: либо неоклассический контракт (контракт, имеющий элемент неопределенности и поэтому для обеспечения условий выполнения сделки требуется третья сторона – арбитраж) Либо имплицитный контракт (отношенческий контракт), в котором неформальные условия сделки преобладают над формальными условиями, а это значит, что нельзя точно расписать все права и обязанности, и отсюда  вытекают следующие последствия таких контрактов:

·  Появляется большое поле для оппортунистического (недобросовестного) поведения, например, наемный рабочий может ненадлежащим образом исполнять обязанности, если он не имеет надлежащих стимулов оценки результатов его деятельности.

·  Менеджер своим поведением может противоречить собственникам фирмы или рядовым акционерам и даже злоупотреблять полномочиями.

·  Требуется в этом случае очень четко разработанная система материальных и моральных стимулов для того, чтобы гасить это оппортунистическое поведение.

·  Требуется масштабный контроль в рамках фирмы по измерению результатов сделки.

·  Требуется четкое доведение информации до каждого подразделения и до каждого участника.

Эти последствия становятся особенно большими, масштабными, если фирма применяет так называемые специфические и интерспецифические ресурсы. Специфические - те, которые имеют особую ценность для данной фирмы и возможности их альтернативного применения в другой сфере минимальны. Интерспецифические – ресурсы, которые имеют ценность только для данной фирмы и не имеют альтернативных направлений применения. Отсюда гарантией исполнения имплицитных контрактов является материальная заинтересованность участников сделки и высокие трансакционные издержки.