· Информация, конечно, блокирована в силу тех барьеров, о которых мы говорим. Существует промышленный шпионаж.
· Существует контроль над ценой, но существует в особых формах. Почему? Потому что олигополисты по сути своей крупные производители, и поэтому конкурировать им между собой ценами невыгодно, то есть, вести ценовые войны. Они используют неценовые формы конкурентной борьбы: это реклама, это научные разработки, это дифференциация продукта, которые они производят, а также нечестные методы борьбы – хищническое ценообразование – сознательное снижение цены с целью разорения конкурента.
Все олигополисты зависимы друг от друга, все они сидят в одной лодке, которую им не выгодно раскачивать. Для их поведения в области цен и объемов характерно использование «теории игр». Это значит, что ни одно решение в области цен, объемов не принимается олигополистом без учета реакции других олигополистов, и в этом их поведение похоже на поведение игроков в шахматы, покер.
Мы не можем для олигополии дать единой модели поведения, поскольку каждая олигополия в отдельности спрос не определяет, так как другие олигополисты вносят серьезную лепту в общий объем выпуска данной продукции. Кроме этого, надо учитывать, что олигополия олигополии рознь. Различают мягкую и жесткую олигополию. Жесткая – почти 90% объемов выпуска приходится на 2-3 олигополиста. Мягкая – на 6-7 олигополий приходится 80%, а на остальные 20% выпуска. Олигополии различаются в зависимости от того, какие товары они производят – стандартизированный или дифференцированный. Далее, олигополии различаются как те, которые склонны к координированным действиям друг с другом, и те, которые не склонны. Единой кривой спроса здесь нет. Если олигополисты не склонны к координированным действиям, возникает так называемая ломаная кривая спроса.
Основные формы, с помощью которых олигополисты контролируют цены, к таким формам контроля относятся:
· Официальные соглашения – Например, ОПЕК – ряд олигополистов соглашается с какой-то определенной ценой и делит квоты производства между производителями. Она не является достаточно прочной формой контроля, поскольку могут появиться конкуренты, что кстати, и произошло (появились производители нефти СССР, Норвегия, Мексика). Кроме того, не все участники этого соглашения согласны с квотами производства, а значит данная форма контроля над ценой и объемами не является прочной. Также существуют антитрестовские законы.
· Тайные договоренности – для этой формы контроля над ценами и объемами характерна так называемая «дилемма заключенного». Поскольку соглашение тотальное, то есть желание выйти из этого соглашения. Поэтому прочность тайного сговора как формы контроля над ценой будет зависеть от следующих условий:
o Число участников тайного соглашения – чем меньше, тем проще выявить нарушителя.
o Сила законодательства – наказание.
o Различия участников данного соглашения в издержках, потому что если издержки сильно различаются, то у них будет разный взгляд на выгодность единой цены.
· Лидерство в ценах – олигополия, обладающая конкурентными преимуществами на рынке барометрически, через СМИ информирует о той цене, к которой она склонна и все другие олигополисты, производящие данный товар соглашаются с лидером, потому что:
o Фирма-лидер не меняет цены сиюминутно, она учитывает при определении цены новые тенденции характерные для спроса, для состояния деловой активности экономике.
o Фирма лидер устанавливает не самую высокую цену, а такую, которая сдерживала бы вхождение аутсайдера.
o Фирмы, принимающие эту цену, экономят на трансакционных издержках. В первую очередь, на сборе и обработке информации.
o Лидер, как правило, при определении цены опирается на эмпирическое правило, где цена составляется по формуле P = Издержки+ - это среднеотраслевые издержки за ряд лет с учетом загрузки производственных мощностей на 80% + среднеотраслевой уровень рентабельности. P = 100 + 15% = 115.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.