Ресурс труда (трудовой ресурс). Закон редкости (ограниченности) ресурсов. Экономический выбор в различных экономических системах, страница 10

1.  Информационную – цена – рыночный сигнал и потребителю, и производителю. Она сообщила, выгодно ли производство для производителя при данной цене и на товары, и на ресурсы. А потребителю – достаточен ли доход для покупки данного товара.

2.  Стимулирующую – простимулировала производителя к поиску заменителя ресурсов, поиска новых технологий производства и потребителя к поиску заменителей.

3.  Аллокативную функцию – как невидимая рука направила ресурсы в те отрасли, на которые обозначен спрос.

4.  Координирующую – по-новому скоординировала структуру производства – то, из чего состоит производство. Например, спрос на компьютеры вырос, выросло и их производство, а для этого необходимо было увеличить производство пластмассы, стекла и т. д.

5.  Воспитательная функция – учит к рациональному использованию ресурсов, самих благ.

6.  Санирующая функция цены – очищающая производство от неэффективных производителей и дающая возможность увеличить доходы других.

·  Нельзя думать, что равновесная цена устанавливается раз и навсегда, более того, достаточно влияния какого-нибудь неценового детерминанта и рыночная цена будет иной. Например, в случае с «гречкой».

·  Нельзя думать, что равновесная цена устраивает всех производителей и всех потребителей данного товара.

·  Равновесная цена порождает так называемые потребительские излишки и излишки производителя.

o  Потребительский излишек – это разница между тем, что готов был платить потребитель за данное количество товара, и то, что он действительно заплатил за данное количество.

o  Излишек производителя – разница между тем, что готов был получить производитель за данный товар, и то, что он действительно получил.

o  Общественный выигрыш – сумма выигрышей и производителей, и потребителей.

4.  Государственное регулирование цен. Государство использует следующие инструменты для регулирования цен на рынке:

1.  Фиксирование цен на определенном уровне – нерыночный инструмент. Государство фиксирует цены на определенном уровне. Цена, которая выше рыночной – цена пола, а та, что ниже – цена потолка. Цена пола – та минимальная цена, ниже которой для производителя быть не может, и она устанавливается для производителей. Цена потолка – та максимальная цена, выше которой она быть не может, и она защищает покупателей. Цены пола, защищающие производителя, устанавливаются в с/х на продукцию фермеров для того, чтобы обеспечить им выручку и покрытие издержек в случае высокого урожая. В этом случае государство вынуждено выкупить излишек и поместить его в государственный резерв. А в случае цены потолка – возникает дефицит.

Последствия:

1.  Сразу образуется очередь – экономическое последствия – время теряется, а время – деньги.

2.  Появляется потребность в рационировании этого товара – в его распределении (карточки, талоны и т. д.).

3.  Возникновение черного рынка, где этот товар появляется по цене, которая выше равновесной.

4.  Если государство желает при данной цене увеличить предложение этого товара, то оно вынуждено производить или дотировать, которые, как известно, берутся из налогов.

5.  При фиксированной цене потолка идет перераспределение излишков между потребителем и производителем.

Потребители просили товаров по низкой цене, а получили массу негативных последствий.

Вывод: фиксировать цены потолка можно только в исключительных случаях. Это можно делать для социально-значимых товаров и товаров стратегического назначения.

2.  Налоги.

3.  Дотации.

14.10.10

Последствия: налоги и дотации относятся к косвенным регуляторам рынка, а фиксирование цен – к прямым. Поэтому налоги и дотации не вызывают проблем дефицита, излишков, но вызывают изменения объемов производства и вызывают изменения излишков и потребителей, и производителей. Налоги могут быть возложены как на производителей товаров, так  и на потребителей.