Ресурс труда (трудовой ресурс). Закон редкости (ограниченности) ресурсов. Экономический выбор в различных экономических системах, страница 12

4.  Степень агрегированности товара, то есть, имеет ли данный товар совокупность агрегатов или не имеет. Например, сыр различных сортов. А пример неагрегированных товаров – электричество. Чем больше агрегатов, чем больше заменимость, тем больше эластичность спроса по цене.

5.  Доля расходов потребителя на данный товар в его бюджете. Чем эта доля меньше, тем спрос менее эластичный, а чем эта доля расходов больше, тем спрос более эластичный. Например, мебель и зубная щетка.

6.  Фактор времени. Чем больше времени покупателя на изучение цен, на обнаружение заменителей, тем более эластичным будет спрос по цене.

Факторы эластичности по цене предложения:

1.  Фактор времени, который позволяет или не позволяет отреагировать на изменения цены и изменить предложение товара.

2.  Наличие или отсутствие у производителя резервных производственных мощностей, то есть, есть ли свободные ресурсы. Чем больше резервов, тем больше возможностей изменить предложение при данной цене.

3.  Способность товара к хранению, наличие товарных запасов. Чем больше эти товарные запасы, тем больше возможностей увеличить предложение.

4.  Тип товара (возможно или невозможно изменить технологию производства и соответственно увеличить объемы). Например, большая разница в увеличении объемов производства нефти и стирального порошка.

3.  Эластичность спроса по доходу. Реакция покупателя на изменение дохода двойственна: есть положительная реакция, но и есть и отрицательная реакция. Иными словами, существует положительная эластичность по доходу и отрицательная эластичность по доходу.

Это касается товаров и услуг спорта, развлечения, отдыха, предметов роскоши и др.

При увеличении дохода покупатель отрицает покупку данного товара. Это касается товаров низкого качества, когда покупатель уже ничего не ремонтирует (сумки, часы, обувь и др.).

Это касается товаров первой необходимости, когда при росте доходов человек незначительно увеличивает объемы покупок.

 

4.  Перекрестная эластичность спроса бывает двух видов:

Положительная:

Положительная перекрестная эластичность спроса касается товаров субститутов, когда и изменение покупок одного товара, и изменение цены другого товара идет в одном направлении.

Пример: изменилась цена (%) на говядину, соответственно, вырос спрос (%) на свинину.

Отрицательная:

Касается комплементарных товаров.

Пример: рост цен (%) на бензин, как реакция – снижение спроса (%) на автомобили. Изменение цены одного товара и спроса на другой товар идут в противоположных направлениях.

5.  Значение теории эластичности.

1.  Теория эластичности имеет практическое значение для всех экономических субъектов. Для домашних хозяйств она имеет значение для рационального использования его бюджета. В частности, потребитель должен в обязательном порядке иметь определенную сумму для оплаты безальтернативных товаров и услуг (оплата ЖКУ, товары первой необходимости и др.). Для фирм имеет многогранное значение, например, для прогнозирования выручки.

Вид эластичности спроса по цене

Динамика цены (P)

Выручка (P*Q)

Ситуации

1

2

1

2

Эластичный спрос

↑P

↓P

↓P*Q

↑P*Q

Неэластичный спрос

↑P

↓P

↑P*Q

↓P*Q

Единичная эластичность

↑P

↓P

Const

Const

2.  Для определения правильной ценовой политики (нерационально проводить политику повышения цены на товары эластичного спроса, и желательно переводить свои товары в разряд малоэластичного спроса с тем, чтобы повышать цены на эти товары).