4. Степень агрегированности товара, то есть, имеет ли данный товар совокупность агрегатов или не имеет. Например, сыр различных сортов. А пример неагрегированных товаров – электричество. Чем больше агрегатов, чем больше заменимость, тем больше эластичность спроса по цене.
5. Доля расходов потребителя на данный товар в его бюджете. Чем эта доля меньше, тем спрос менее эластичный, а чем эта доля расходов больше, тем спрос более эластичный. Например, мебель и зубная щетка.
6. Фактор времени. Чем больше времени покупателя на изучение цен, на обнаружение заменителей, тем более эластичным будет спрос по цене.
Факторы эластичности по цене предложения:
1. Фактор времени, который позволяет или не позволяет отреагировать на изменения цены и изменить предложение товара.
2. Наличие или отсутствие у производителя резервных производственных мощностей, то есть, есть ли свободные ресурсы. Чем больше резервов, тем больше возможностей изменить предложение при данной цене.
3. Способность товара к хранению, наличие товарных запасов. Чем больше эти товарные запасы, тем больше возможностей увеличить предложение.
4. Тип товара (возможно или невозможно изменить технологию производства и соответственно увеличить объемы). Например, большая разница в увеличении объемов производства нефти и стирального порошка.
3. Эластичность спроса по доходу. Реакция покупателя на изменение дохода двойственна: есть положительная реакция, но и есть и отрицательная реакция. Иными словами, существует положительная эластичность по доходу и отрицательная эластичность по доходу.
Это касается товаров и услуг спорта, развлечения, отдыха, предметов роскоши и др.
При увеличении дохода покупатель отрицает покупку данного товара. Это касается товаров низкого качества, когда покупатель уже ничего не ремонтирует (сумки, часы, обувь и др.).
Это касается товаров первой необходимости, когда при росте доходов человек незначительно увеличивает объемы покупок.
4. Перекрестная эластичность спроса бывает двух видов:
Положительная:
Положительная перекрестная эластичность спроса касается товаров субститутов, когда и изменение покупок одного товара, и изменение цены другого товара идет в одном направлении.
Пример: изменилась цена (%) на говядину, соответственно, вырос спрос (%) на свинину.
Отрицательная:
Касается комплементарных товаров.
Пример: рост цен (%) на бензин, как реакция – снижение спроса (%) на автомобили. Изменение цены одного товара и спроса на другой товар идут в противоположных направлениях.
5. Значение теории эластичности.
1. Теория эластичности имеет практическое значение для всех экономических субъектов. Для домашних хозяйств она имеет значение для рационального использования его бюджета. В частности, потребитель должен в обязательном порядке иметь определенную сумму для оплаты безальтернативных товаров и услуг (оплата ЖКУ, товары первой необходимости и др.). Для фирм имеет многогранное значение, например, для прогнозирования выручки.
Вид эластичности спроса по цене |
Динамика цены (P) |
Выручка (P*Q) |
||
Ситуации |
1 |
2 |
1 |
2 |
Эластичный спрос |
↑P |
↓P |
↓P*Q |
↑P*Q |
Неэластичный спрос |
↑P |
↓P |
↑P*Q |
↓P*Q |
Единичная эластичность |
↑P |
↓P |
Const |
Const |
2. Для определения правильной ценовой политики (нерационально проводить политику повышения цены на товары эластичного спроса, и желательно переводить свои товары в разряд малоэластичного спроса с тем, чтобы повышать цены на эти товары).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.