· Чистый монополист склонен к так называемым связывающим контрактам – контракты, где помимо основных условий сделки включаются пункты, не относящиеся к данной сделке. Например, покупается бензин и ставится обременяющее условие покупать запасные части к машине.
· Монополия склонна ради максимизации совокупной прибыли прибегать к ценовой дискриминации – продаже одного и того же товара разным покупателям по разным ценам. Это делается для того, чтобы охватить как можно больше покупателей и по возможности забрать его потребительские излишки. Существует 3 степени ценовой дискриминации:
1. Каждая единица товара продается по своей резервированной цене. Например, первая партия по 9 за единицу, вторая по 8 за единицу и т. д. Эта дискриминация самая желаемая для чистого монополиста, но трудноисполнимая, поскольку для ее реализации нужно обладать сильной монопольной властью.
2. Цены зависят от объемов покупаемых товаров и услуг. Например, стоимость одного километра проезда на железной дороге дешевле, чем дальше точка назначения.
3. Выделяются определенные сегменты покупателей, и в зависимости от эластичности их спроса назначаются цены определенной категории покупателей. Например, авиабилеты для студентов и бизнес-класса.
Почему ценовая дискриминация считается формой проявления монополизма? Во-первых, потому, что она диктует цены разным категориям покупателей. Во-вторых, потому, что снижение цен может иногда отражать так называемый демпинг - сознательное снижение цен с целью разорения конкурентов.
· Присутствие монополии вызывает тенденцию к слияниям, поглощениям, тенденцию к сговору с фиксацией цен, с делением объемов между участниками.
· Чистая монополия порождает различные формы нечестной конкуренции (промышленный шпионаж, переманивание специалистов, некорректная реклама).
· Поскольку существует регистрация авторских прав, патентов, то не всегда монополия заинтересована во внедрении новинок и, возможно, часть изобретений кладется под сукно.
· Монополизм – это всегда минус демократии, потому что монополии влияют на принятие решений и в области экономической политики и в области политики вообще.
Получается, монополия – это одно зло?
Плюсы:
· Монополист создает уникальные продукты, а значит, имеет уникальную технологию и это конечно лучше, чем унылое однообразие.
· Любой монополист за исключением административной и естественной монополий чувствует дыхание конкуренции, поэтому он должен реагировать на спрос, учитывать эластичность спроса, он находится под риском появления конкурентов в области производства заменителей, либо в области рыночных нововведений. Поэтому монополист не может расслабляться и постоянно вынужден думать о новинках. Кроме того, благодаря естественным монополиям экономика имеет более низкие обще-средние издержки.
Вот почему борьба с монополией это не синоним борьбы с крупным производством, т.к. только крупному производству присущ эффект масштаба (монополия – не обязательно крупный производитель).
4. Антимонопольная политика, ее цели и инструменты.
Антимонопольная политика всегда преследует цель предотвратить появление негативных монополистических тенденций, поддержать конкуренцию и оказать противодействие уже существующим негативным формам проявления монополизма. Она зародилась давно. Скажем, в США это относится где-то в 1860 году – первый антимонопольный закон «Закон Шермана». В Европе антимонопольная политика появилась после ПМВ. Американская модель более жесткая, потому что достаточно факта обнаружения монополизма, а в Европе стараются бороться с негативными формами проявления монополизма. В основе антимонопольной политики лежат различные инструменты, прежде всего, административные – штрафы, санкции, разбивка монополии, разукрупнение. Экономические – фиксирование цен и тарифов, выше которых они быть не могут, фиксирование уровня рентабельности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.