Чтобы проводить монопольную политику, необходимо определить уровень монополизма, для чего используется ряд показателей, один из которых – индекс концентрации (США):
·
IHH = 100%2 = 10 000
IHH = 252 + 252 = 2 500
Если индекс концентрации равен 1800, то вводятся запреты на горизонтальные слияния.
· Другой показатель – индекс Лернера =
0 < I < 1
· Посчитать по таблице.
· Доминирующая фирма – показатель, отражающий долю данной фирмы в отрасли по объему продаж – сколько процентов она занимает.
Для того чтобы проводить успешную антимонопольную политику, необходимо учитывать ряд моментов:
o На каком рынке определяется монополизм – на локальном или на национальном.
o Имеют ли место заменители у данного товара или услуги.
o Наличие или отсутствие иностранной конкуренции.
o Фирма производит многономенклатурную продукцию, и отсюда трудно выделить ту продукцию, по которой она является монополистом.
5. Монополизм в России. Он имеет свои особенности и берет начало от монополизма в советской экономике, когда примерно 2 000 предприятий были монополистами и диктовали свои условия потребителям. Прежде всего, это были монополисты гиганты.
В чем была особенность поведения монополии в Советское время? Она не могла выставлять высокие цены, поскольку их регулировало государство, поэтому они проявляли своей монополизм в других формах – в низком качестве товаров и услуг и в высоких издержках, которые государство всегда покрывало. Они не могли обанкротиться, они не существовали в условиях жестких бюджетных ограничений. Поэтому переходная экономика России поставила перед собой задачу – демонополизации. Приватизация не решила проблему монополизма. Почему? Да потому что частник точно так же может быть монополистом.
Возможные пути демонополизации:
· Допуск иностранных конкурентов на Российский рынок.
· Создание новых предприятий-конкурентов, что кстати требует большой финансовой базы.
· Разукрупнение предприятий, но стоить заметить, что специфика российских предприятий-гигантов заключается в том, что они объединяли в одном лице и научную базу (научно-производственные комплексы), и экспериментальное производство. Поэтому такого рода комплексы разукрупнять просто невозможно. С начала 90-ых годов были приняты законы об ограничении монополистической деятельности, о конкуренции и в 95-ом году «Закон об естественных монополиях».
· В настоящее время все эти процессы идут, но особенно ярко проявляется реструктуризация естественных монополий. Выведение из состава естественной монополии все те службы, которые могут быть отданы на откуп конкуренции. А что оставить? Оставить ее транслирующую часть (ЛЭП, газо- и нефтепровод и диспетчерскую службу). В этом направлении идет реструктуризация.
02.12.10
Монополистическая конкуренция как рыночная структура.
1. Цены и объемы монополистического конкурента.
2. Плюсы и минусы монополистического конкурента.
1. Признаки:
· Продавцов на рынке данного товара много, но не множество, как в совершенной конкуренции.
· Товар, производимый монополистическим конкурентом дифференцирован – имеет одно функциональное назначение, но чем-то отличается от других производителей (отличается маркой или брендом, дизайном, упаковкой, шлейфом услуг, которые сопровождают допродажное и послепродажное обслуживание, временем продажи, местом продажи). Примеры: обувь, косметика, посуда, практически вся сфера бытовых услуг, розничная торговля.
· Вход в отрасль достаточно легкий, но имеет барьеры – патенты и лицензии, реклама, финансовые затраты необходимые для создания дифференцированного товара, отличного от других товаров.
· Информация частично блокирована и не всегда воспроизводима.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.