Ресурс труда (трудовой ресурс). Закон редкости (ограниченности) ресурсов. Экономический выбор в различных экономических системах, страница 24

Чтобы проводить монопольную политику, необходимо определить уровень монополизма, для чего используется ряд показателей, один из которых – индекс концентрации (США):

· 

IHH = 100%2 = 10 000

IHH = 252 + 252 = 2 500

Если индекс концентрации равен 1800, то вводятся запреты на горизонтальные слияния.

·  Другой показатель – индекс Лернера =

0 < I < 1

·  Посчитать по таблице.

·  Доминирующая фирма – показатель, отражающий долю данной фирмы в отрасли по объему продаж – сколько процентов она занимает.

Для того чтобы проводить успешную антимонопольную политику, необходимо учитывать ряд моментов:

o  На каком рынке определяется монополизм – на локальном или на национальном.

o  Имеют ли место заменители у данного товара или услуги.

o  Наличие или отсутствие иностранной конкуренции.

o  Фирма производит многономенклатурную продукцию, и отсюда трудно выделить ту продукцию, по которой она является монополистом.

5.  Монополизм в России. Он имеет свои особенности и берет начало от монополизма в советской экономике, когда примерно 2 000 предприятий были монополистами и диктовали свои условия потребителям. Прежде всего, это были монополисты гиганты.

В чем была особенность поведения монополии в Советское время? Она не могла выставлять высокие цены, поскольку их регулировало государство, поэтому они проявляли своей монополизм в других формах – в низком качестве товаров и услуг и в высоких издержках, которые государство всегда покрывало. Они не могли обанкротиться, они не существовали в условиях жестких бюджетных ограничений. Поэтому переходная экономика России поставила перед собой задачу – демонополизации. Приватизация не решила проблему монополизма. Почему? Да потому что частник точно так же может быть монополистом.

Возможные пути демонополизации:

·  Допуск иностранных конкурентов на Российский рынок.

·  Создание новых предприятий-конкурентов, что кстати требует большой финансовой базы.

·  Разукрупнение предприятий, но стоить заметить, что специфика российских предприятий-гигантов заключается в том, что они объединяли в одном лице и научную базу (научно-производственные комплексы), и экспериментальное производство. Поэтому такого рода комплексы разукрупнять просто невозможно. С начала 90-ых годов были приняты законы об ограничении монополистической деятельности, о конкуренции и в 95-ом году «Закон об естественных монополиях».

·  В настоящее время все эти процессы идут, но особенно ярко проявляется реструктуризация естественных монополий. Выведение из состава естественной монополии все те службы, которые могут быть отданы на откуп конкуренции. А что оставить? Оставить ее транслирующую часть (ЛЭП, газо- и нефтепровод и диспетчерскую службу). В этом направлении идет реструктуризация.

02.12.10

Монополистическая конкуренция как рыночная структура.

1.  Цены и объемы монополистического конкурента.

2.  Плюсы и минусы монополистического конкурента.

1.  Признаки:

·  Продавцов на рынке данного товара много, но не множество, как в совершенной конкуренции.

·  Товар, производимый монополистическим конкурентом дифференцирован – имеет одно функциональное назначение, но чем-то отличается от других производителей (отличается маркой или брендом, дизайном, упаковкой, шлейфом услуг, которые сопровождают допродажное и послепродажное обслуживание, временем продажи, местом продажи). Примеры: обувь, косметика, посуда, практически вся сфера бытовых услуг, розничная торговля.

·  Вход в отрасль достаточно легкий, но имеет барьеры – патенты и лицензии, реклама, финансовые затраты необходимые для создания дифференцированного товара, отличного от других товаров.

·  Информация частично блокирована и не всегда воспроизводима.