Qd=f(x1, x2, x3…xn); Qd=1/p (p – цена, price)
По сути дела это обратная зависимость, которая отображает закон спроса: «чем ниже цена, тем больше покупок готов делать потребитель. Данный закон может быть проиллюстрирован, показан с помощью трех методов: табличный, графический, математический.
Табличный метод предполагает, что вводится аргумент (цена) и показывается функция спроса.
P |
Qd |
25 |
1 |
15 |
2 |
10 |
3 |
5 |
6 |
График:
Совокупность точек, поэтому неправильно говорить, что спрос, при цене 15-2 – это величина спроса при цене 2, а спрос – это вся кривая. Она имеет отрицательный наклон, как свидетельство обратной связи между ценой и величиной спроса.
Вставка к пониманию отрицательного характера кривой спроса. Почему только при низких ценах покупатель готов делать больше покупок? Экономическая теория отвечает следующим образом:
1. При снижении цены у покупателя возникает эффект дохода, когда тот же самый доход может позволить приобрести большее количество данных благ. К тому же, к покупкам данного товара приобщаются новые покупатели при снижении цены приобщаются новые покупатели, для которых раньше цена была препятствием.
2. Существование эффекта замены. Если цена на данный товар не изменилась, а заменитель стал дешевле, покупатель переключает спрос на данный товар.
3. Австрийская школа открыла экономический закон убывающей предельной полезности, который гласит: чем больше благ данного вида имеет потребитель, тем он ниже ценит каждую последующую единицу данного блага.
Полезность в экономике - это не только совокупность свойств, которыми обладает благо, но и субъективное отношение к этим свойствам покупателя. Пример: мед полезен, но для человека с аллергией, он бесполезен и даже опасен. Для него он имеет «нулевую полезность». Полезность в экономике нельзя понимать в физиологическом смысле (полезно, значит не вредно). Предельная полезность – полезность каждой последующей единицы данного блага. С ростом количества данного блага предельная полезность снижается.
Покупатель потому большее количество приобретает по низким ценам, что он меньше в нем нуждается, а отсюда – меньше ценит, и поэтому за кривой спроса, за ее отрицательным наклоном скрывается отрицательная кривая предельной полезности. Благодаря этому закону убывающей предельной полезности был разгадан парадокс А. Смита.
Помимо цены спрос зависит еще от множества факторов, которые получили название неценовых факторов или неценовых детерминантов, и которые будут смещать кривую спроса либо вправо, либо влево (при постоянной цене). Неценовые детерминанты, под влиянием которых идет смещение: изменение покупательских предпочтений в зависимости от моды, от сезона, от возраста, от религии, от социального статуса и т. д. Второй фактор: изменение доходов покупателей. Когда покупатель получает больший доход, он готов и по этой же цене покупать больше. Третий фактор: количество покупателей. Например, в сентябре очень сильно возрастает количество покупателей канцелярских товаров. Четвертый фактор: фактор ожидания. Когда под влиянием ожидаемого роста цен, увеличиваются покупки этого товара. Причем спрос здесь не функциональный, а ажиотажный. На первый взгляд, здесь заметная аномалия по сравнению с законом спроса. На самом деле покупатель действует строгом соответствии с законом спроса, поскольку нынешняя цена ему кажется ниже, чем та, которая будет. Наконец к ценовым детерминантам мы можем отнести психологические эффекты:
§ Эффект Веблена – покупатели, для которых характерен этот эффект, предпочитают приобретать товары только по высоким ценам и в самых фешенебельных магазинах, демонстрируя при этом принадлежность к определенной элитной группе.
§ Эффект Сноба – эффект «выделиться». То есть, приобретать то, чего нет у других.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.