Ресурс труда (трудовой ресурс). Закон редкости (ограниченности) ресурсов. Экономический выбор в различных экономических системах, страница 11

Введение дотаций делает производство выгодным, объемы производства растут. Цены: покупатель получается более низкую цену в результате дотаций, а продавец, соответственно, получает более высокую цену. Излишки производителей и потребителей растут, но общественные потери все равно есть.

Рассматривая равновесную цену, мы исходили из того, что сам процесс установления цены оставался у нас как бы за кадром – некая статика. А если посмотреть на это явление в динамике, то оказывается, что не всегда цена, отклоняясь от своего равновесного состояния, возвращается к этому равновесию. Вот если она возвращается, то такое равновесие называется устойчивым, если нет – неустойчивым, и она уже предполагает вмешательство в процесс ценообразования.

Алгоритм решения задач по равновесной цене

Условия: величина спроса Qd=7-P, величина предложения Qs=-5+2P.

Qd=Qs

7-P=-5+2P

Pр=4

Qр=3

Т=1 (налог для продавца)

Qs=-5+2(P-1).

Теория эластичности спроса и предложения

1.  Понятие эластичности. Ее виды и ее измерение.

2.  Ценовая эластичность спроса и  факторы, ее определяющие.

3.  Эластичность спроса по доходу.

4.  Перекрестная эластичность спроса и предложения.

5.  Практическое значение теории эластичности.

1.  Под эластичностью спроса или предложения понимается реакция (чувствительность) покупателя и продавца  на изменения определенных факторов. Если эта реакция измеряется относительно меняющихся цен, то мы получаем ценовую эластичность. Если эту реакцию мы измеряем по отношению к изменению дохода, то мы получаем эластичность по доходам. Если мы измеряем реакцию покупателя или продавца в приобретении товара А в зависимости от изменения цены на товар Б, то получаем перекрестную эластичность спроса или предложения. Реакцию на изменения доходов, цены невозможно измерить с помощью абсолютных величин, делать это можно с помощью относительных величин, такими величинами выступают коэффициенты эластичности.

– показывает на сколько процентов изменяется величина спроса при каждом однопроцентном изменении цены.

Где I – доход (income)

Задача 1.

P1=300 Q1=100

P2=200 Q2=200

Q1=100%

Q = 100 = x%

P = 100

P (%) = 100/300 * 100% = -33%

Задача 2.

– формула точечной эластичности спроса. Она применима там, где диапазон изменения цен незначительный. А если диапазон изменения цен большой, то используется формула дуговой эластичности.

2.  Ценовая эластичность спроса и предложения бывает 5 видов:

1.  Эластичный спрос. >1

Эластичный спрос по цене касается товаров нормального качества, а нормального качества – синоним хорошего качества. Это касается всех товаров и услуг, связанных с организацией и проведением досуга, с приобретением товаров длительного пользования, предметов роскоши.

2.  Неэластичный. <1

Это касается спроса на товары первой необходимости, услуги ЖКХ.

3.  Пропорциональная эластичность (единичная эластичность). =1

Единичная эластичность действительна только в одной точке.

4.  Абсолютно неэластичный спрос. =0

Никакой реакции: что бы ни происходило с ценой, спрос не изменяется.

5.  Абсолютно эластичный спрос. →∞

Это существует на тех рынках, где множество однотипного товара и где нельзя выделиться ценой, иначе тебе не выгодно.

21.10.10

От чего зависит такая разная эластичность по цене? Факторы эластичности спроса по цене:

1.  Степень насущности в товаре, степень настоятельности в данном товаре. Чем насущнее товар, тем эластичность спроса ниже. «Хлеб насущный».

2.  Наличие или отсутствие у товаров заменителей. Чем больше заменителей, тем спрос более эластичный по цене.

3.  Традиции и привычки . Чем cильнее традиции потребления данного товара, тем менее эластичный спрос на него. Например, шампанское к Новому году, папиросы для курящего и др.