Афганистан в последней трети ХХ и начале XXI веков. Трагедия афганского государства, общества и народа.
1. Афганистан в 1963 – 78 гг. Формирование основных политичес- ких лагерей в афганском обществе и государстве. Антимонархический переворот I973 г. и его результаты.
2. Афганистан в 1978 – 92 гг. Саурская революция 1978 г. и утверж-дение режима НДПА. Причины, характер и особенности революции в Афганистане, проблема её периодизации.
3. Афганистан в 1978 – 92 гг. Обострение внутриполитической ситуации и гражданская война. Роль великих держав в эскалации афганского кризиса, вооружённое вмешательство СССР и его последствия.
4. Афганистан на рубеже и в начале XXI века. Крушение режима НДПА и приход к власти Движения Талибан. Международная анти-террористическая операция и перспективы мирного урегулирования в Афганистане /1990 - е – 2000 - е гг./.
1. Афганистан в 1963 – 78 гг. Формирование основных политичес- ких лгерей в афганском обществе и государстве. Антимонархический переворот 1973 г. и его результаты.
Начало и середина 60 – х гг. ХХ века в Афганистане отмечены замет-ным стремлением правящих кругов этой страны к существенной модерни-зации сложившегося к тому времени конституционно – монархического строя в духе определённой либерализации и демократизации. Пришедший к власти ещё в 1933 г. король Мохаммад Захир-шах проявил, наконец, инте-рес к реальной власти и решил изменить десятилетиями существовавший в Афганистане порядок, при котором он лишь номинально правил, но фактиче-ски не управлял страной. За него это делали в качестве премьер – министров близкие родственники: сначала дяди сардар Мохаммад Хашим /до 1946 г . / и сардар Шах Махмуд Гази /I946 – 1953 гг./, а с 1953 г. двоюродный брат Мохаммад Дауд /впоследствии, первый президент Республики Афганистан/. В 1963 г. М. Дауд был отправлен в отставку, а вместо него, впервые в исто-рии страны, пост премьер-министра занял человек, не являвшийся членом королевской семьи. Тогда же в Кабуле было объявлено о пересмотре дейст-вовавшей конституции 1931 г. с целью расширения гражданских прав под-данных. Это решение, принятое с учётом общественных настроений, отра-жало расчёты афганской правящей элиты на постепенное буржуазное переустройство государственной надстройки под контролем «сверху». Уже в сентябре 1964 г. проект новой конституции Афганистана был утверждён Лойя джиргой, а в октябре того же года подписан королём, после чего и вступил в силу в качестве действующей Конституции. Новый Основной закон подтверждал конституционно – монархический строй Афганистана, наделял короля верховными полномочиями в области исполнительной, законодательной и судебной власти. Последний сохранял, как того требовала исламская монархическая традиция, полученный ещё при коронации титул “Аль-мутаваккиль Ала’лла”/араб. “Уповающий на Бога”/, но в контактах с иностранцами его именовали, на общепринятый манер, «Королевским Величеством». Членам королевской семьи, в соответствии с 24-й статьёй Конституции, отныне запрещалось занимать какие – либо посты в парламенте, в правительстве и в Верховном суде. М.Дауд, против которого и была прежде всего направлена эта статья Основного закона, официально отошёл от дел, уединился и на людях не появлялся, но желания управлять страной, как показали дальнейшие события, не утратил. Он ждал подходя-щего момента, чтобы отстранить от власти своего венценосного кузена, и стремился найти для этого союзников внутри Афганистана. Согласно положениям Конституции 1964 г. гражданам Афганистана предоставлялся ряд прав: на свободу слова, печати, собраний, провозглаша-лось равенство граждан перед законом. Хотя ислам ханифитского толка и оставался государственной религией, тем не менее влияние мусульманского духовенства в области просвещения и судопроизводства по Конституции ограничивалось. Эти сферы его деятельности переходили под контроль государства. Создавался двухпалатный парламент страны, состоящий из нижней палаты – Народной джирги с избранием в неё депутатов сроком на 4 года, и верхней палаты – Сената, состав которого формировался на 2/3 из числа депутатов, назначенных непосредственно королём, и 1/3 – на основе пря-мых выборов. По Конституции король обладал правом роспуска парламента. Правительство, в свою очередь, было подотчётно Народной джирге. Принципиально новым для политической жизни Афганистана стало декларирование Конституцией права граждан страны на создание обществ и политических партий, правда, при условии, что их деятельность не будет противоречить положениям Основного закона. Избирательный закон, вступивший в силу в 1965 г., впервые в истории страны предусматривал участие женщин в парламентских выборах. При очевидной декларативности многих социально – правовых положений нового Основного закона конституционная реформа отразила остроту общественных устремлений к развитым формам политической жизни. Проведённые в сентябре 1965 г. парламентские выборы показали возросшую активность населения – на 216 депутатских мест в Народной джирге баллотировалось 1350 кандидатов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.