ГОУ ВПО Красноярский государственный педагогический
университет им. В.П. Астафьева
Кафедра всеобщей истории
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ К КУРСУ «НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ».
Материалы для самостоятельной работы по студентов
Факультет, специальность |
Исторический |
курс |
1 |
группа |
|
студент |
Рабочая тетрадь предназначено студентам дневного, вечернего, заочного отделений, экстерната и для различных форм дистанционного образования.
Только для учебных целей.
Составитель:
Старший преподаватель кафедры всеобщей истории
Красноярский государственный
педагогический университет
им. В.П. Астафьева, 2007
МОДУЛЬ ПЕРВЫЙ.
НАЧАЛО КРИЗИСА КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ, ПОДЪЁМ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В СТРАНАХ АЗИИ И АФРИКИ В 1914 – 1940 ГГ.
Занятие I. Китай на рубеже эпох. Основные тенденции
политического развития в межвоенный период.
1. Дайте определения четырём ключевым понятиям занятия:
Полуколония – _
Сеттльмент
_
Суньятсенизм - _
Гоминьдан –
_
2. Объясните, почему большинство специалистов-китаеведов, как отечественных, так и зарубежных, характеризуют тогдашний Китай как державу зависмую и полуколониаль-ную? Дайте научное определение системы дуцзюната.
_
3. Сформулируйте причины вследствие которых произощёл распад централизованного китайского государства во время первой мировой войны.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
4. Выделите сходства и различия в программах политического переустройства Китая Гоминьдана и КПК.
Сходства |
Различия |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
4. |
4. |
5. |
5. |
6 |
6 |
7. |
7. |
5. Объясните, почему произошёл разрыв между Гоминьданом и КПК в 1927 г.? Считаете ли вы, что основная доля отвественности за это лежит на руководстве ВКП(б) и Коминтерна?
_
6. Заполните таблицу мнений ведущих отечественных историков-китаеведов о характере, целях, задачах и движущих силах китайской революции 1925 – 1927 гг.
Фамиия имя и отчество |
Характер |
Цели и задачи |
Движущие силы |
7. Объясните, почему коммунистические мессианско-эгалитаристские представления о социальной справедливости оказались наиболее созвучны китайским традиционным представлениям о ней, нежели западнические, в духе идей либерализма и реформизма?
__
8. Объясните, почему Чан Кайши, несмотря на все старания, так и не удалось сплотить вокруг Гоминьдана китайское общество?
__
9. Объясните, почему, несмотря на тяжелейшие военные поражения, понесённые Китаем в ходе японской агрессии 1937 – 1945 гг. он так и не был полностью завоёван?
__
10. Проанализируйте периодизацию гражданских и национально-освободительных войн в Китае и выделите общие черты и характерные особенности указанных в таблице этапов.
Этапы |
Общие черты |
Характерные особенности |
1925 – 1927 гг.
1927 – 1937 гг.
1937 – 1945 гг.
1946 – 1950 гг. |
Вопросы для развития самостоятельного мышления.
1. Что представляло собой национально-освободительное движение в Китае?
2. Почему китайская революция очень быстро приняла «русские формы»?
3. Почему дискуссии о перспективах модернизации и возрождения Китая происходили и происходят не только в русле теоретических диспутов, но и много раз приводили к колос-сальным социальным потрясениям и кровопролитию?
Занятие 2. Национально – буржуазная революция в Турции. Турецкая
Республика на пути реформ.
1. Дайте определения основным ключевым понятиям занятия:
Панисламизм – _
Пантюркизм - _
Кемализм - _
Этатизм - _
Секуляризация - _
2. Расскажите о том, когда, где и каким образом произошёл выход Турции из первой мировой войны.
_
3. Сформулируйте основные причины, вследствие которых в Анатолии в 1918 – 1919 гг. зародилось турецкое национально-освободительноное движение.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
4. Сравните политические программы переустройства Турции пантюркистов и кемалистов
Пантюркисты |
Кемалисты |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
4. |
4. |
5. |
5. |
6. |
6. |
7. |
7. |
5. Расскажите о том, где, как и каким образом было образовано правительство Великого Национального Собрания Турции.
_
6. Расскажите о том, где, как и каким образом была создана Народно-республиканская партия Турции.
_
7. Как вы думаете, почему несмотря на численный перевес и военное превосходство интервенция держав Антанты в Турцию закончилась полным провалом?
_
8. Определите причины, характер и движущие силы турецкой революции.
Попробуйте порассуждать о том, почему развитие турецкой революции проходило в форме национально-революционной войны? В чём, по вашему мнению, заключается специфика социальных революций в странах исламского мира?
_
9. Заполните таблицу кемалистских реформ в республиканской Турции. Чем больше вы их вспомните – тем выше будет ваш балл.
Кемалистские реформы |
Название реформы |
Годы проведения |
Содержание реформы |
Итоги реформы |
В политической сфере |
||||
В социально-экономической сфере |
||||
В сфере быта и культуры |
10. Назовите причины сближения Турции с державами «оси» накануне второй мировой войны.
__
Вопросы для развития самостоятельного мышления.
1. Как вы думаете: кемалистская революция в Турции уже завершилась или еще продолжается?
2. Каковы были политические и социальные последствия установления
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.