Япония на рубеже и в начале XXI века (1990-е – 2000-е гг.). Внешняя политика современного японского государства

Страницы работы

Фрагмент текста работы

        Япония на рубеже и в начале XXI века (1990-е – 2000-е гг.).

                 Внешняя политика современного японского государства.

        1.  Основные тенденции и направления японской внешней политики на рубеже и в начале XXI века.

В начале 90-х гг. ХХ века в различных слоях японского общества можно было услышать критические высказывания в связи с несоответствием эконо-мических и политических возможностей государства на международной арене. Ведущие политические деятели Японии, отражая эти настроения  в обществе, нередко выражали сожаление в связи с «отсутствием у страны должного авторитета в мире в качестве одной из ведущих политических держав». Деловые круги считали, что недостаточная политическая роль страны ограничивала возможности правительства в защите их экономичес-ких интересов. В среде военных высказывалось недовольство ограничениями «свободы действий» как внутренними рамками («мирная конституция», прежде всего её девятая статья, «три неядерных принципа»), так и внешними (необходимость согласования своих действий с Вашингтоном и т.д.). В целом сладывалось впечатление, что представители всех слоёв японского общества были далеки от позитивных оценок роли, которую играла Япония на внешнеполитической арене и поэтому предлагали свои пути решения данной проблемы.

В разработке концепций выхода страны на лидирующие позиции в мировой политике был задействован серьёзный научный потенциал Японии. Изучение данной тематики осуществлялось, к примеру, аналитическими под-разделениями, существовавшими практически во всех японских министерст-вах и ведомствах, крупными национально-исследовательскими институтами, частными совещательными органами при государственных руководителях.

Несмотря на многоплановость, а зачастую и полемичность высказыва-емых в Японии суждений, в целом для большинства концепций были харак-терны весьма близкие оценки сложившегося к тому времени мирового уст-ройства, а также единое понимание принципиальных установок будущей внешнеполитической линии Токио, предусматривающее приведение поли-тической роли страны в соответствие с её экономическим потенциалом.

Практически все японские политические лидеры конца XX века, приз-навая необходимость наращивания «оборонного потенциала» Японии, отри-цали возможность выхода страны на лидирующие позиции в мире посредст-вом превращения в крупную военную державу. Другими словами, из офици-альных японских концепций, как правило, исключались идеи о наращивании военного потенциала страны до масштабов, позволяющих ей в перспективе иметь определяющее воздействие на международную стратегическую ситу-ацию. При этом учитывался целый ряд факторов (ограниченность территории и природных ресурсов, островное положение, военное поражение во второй мировой войне). Японские политологи считали, что для такой страны как Япония предпочтительнее вспомогательная роль в военно-политическом союзе с США. Этим было и обусловлено принятие парламентом и прави-тельством в послевоенное время ряда законов и принципов, ограничивающих рост национального военного потенциала. Практически во всех програмных внешнеполитических заявлениях японского руководства особо подчёркива-лась мысль о том, что, «Япония не намерена превращаться в крупную воен-ную державу».

Освободившись в послевоенное время от громадных расходов на содер-жание и развитие военной машины, Японии удалось легче и быстрее восста-новить экономику, разрушенную и деформированную в течение долгой чере-ды агрессивных войн. Дальнейшая отстранённость от развернувшейся по всему миру гонки вооружений стала одним в немаловажных факторов высо-ких темпов экономического роста, выведших Японию на место второй про-мышленной державы в мире.

Конечно, в условиях «холодной войны» девятая статья мирной кон-ституции не удержала Японию от формирования собственных вооружённых сил, но послужила серьёзному ограничению этого процесса. Японские воо-ружённые силы, символически названные «силами самообороны», строились в соответствии с концепцией «обороны исключительно ради обороны». Их численность никогда не превышала 250 тыс. человек, соблюдался запрет на наступательные виды вооружений. Длительное время запрещалось испо-льзование японских военнослужащих за пределами национальных границ с любой целью.

Под влиянием мирной конституции в послевоенной Японии не сложил-ся так называемый военно-промышленный комплекс в том виде, в каком он существует в других индустриально развитых государствах современного мира. Военные не играют здесь заметной роли в политической жизни. Послевоенная конверсия военного производства была осуществлена ради-кальным образом в кратчайшие сроки. Доля военной продукции в общем объеме японского производства до сих пор остаётся незначительной, оборонная промышленность работает преимущественно на оснащение национальных вооружённых сил в пределах достаточности для обороны. Расширение военного производства сдерживается как порогом ассигнований на цели обороны, приближающимся к 1%  ВВП, так и формальным запретом, хотя и не полным, на экспорт оружия, в частности в государства, которые участвуют в международных конфликтах или могут быть вовлечены в них. Обладая высоким экономическим и техническим потенциалом, Япония, тем не менее, на практике не выражает стремления стать серьёзным конкурентом мировым экспортёрам вооружения и военной техники.

Наконец, несомненно, что конституционный пацифизм способствовал тому, что Япония не выражала намерений стать членом «клуба ядерных государств». В 1968 г. её правительство провозгласило так называемые «три неядерных принципа»: не производить, не ввозить и не хранить ядерное оружие. Конечно, формированию такой позиции способствовали положения японо

Похожие материалы

Информация о работе