Внешне спокойные 60 – е гг. ХХ в. в королевском Афганистане на самом деле были временем почти одновременного зарождения всех тех политических организаций, партий и группировок, которые в дальнейшем ввергли страну в пучину продолжающейся с 1978 г. по сегодняшний день войны. Группировок этих было неожиданно много для выглядевшего на пер-вый взгляд «неполитизированным» афганского общества, но все их можно с достаточной степенью точности разделить на два полярно противоположных лагеря – прокоммунистический и исламско – фундаменталистский. В центре первого находилась образованная в 1965 г. Народно – демокра-тическая партия Афганистана /НДПА/ во главе с Нур Мохаммадом Тараки, Хафизуллой Амином и Бабраком Кармалем, а также маоистская группировка «Шоалейе джавид» /«Вечное пламя»/. Ядром второго являлась организация «Мусульманская молодёжь», зародившаяся в 1969 г. в результате слияния возникших четырьмя годами раньше на шариатском и инженерном факультетах Кабульского университета фундаменталистских кружков. Принадлежавшие к числу её создателей Бурхануддин Раббани и Гульбеддин Хекматьяр к 1976 г. сформировали в Пакистане и возглавили соответственно Исламское общество /ИОА/ и Исламскую партию Афганистана /ИПА/. Разумеется, между этими полюсами имелись многочисленные «про-межуточные» политические организаций, но их самостоятельное значение ограничивалось в основном тем, что они отражали различные националис-тические и сепаратистские течения в стране, в т.ч. и замешанные на шиит-ском или суннитском направлении ислама. Поэтому, вполне закономерным пожалуй будет ограничиться характеристикой только двух упомянутых выше основных политических лагерей, поскольку именно они сыграли решающую роль в дальнейшей судьбе Афганистана. Первоначально рассмотрим историю возникновения и развития Народ- но – демократической парии Афганистана. 1 января 1965 г. в скромном глиняном доме на окраине Кабула собрались 27 молодых /по восточным понятиям/ мужчин. Дом принадлежал писателю по имени Нур Мохаммад Тараки, а гостями его были избранные марксист-скими кружками делегаты первого /учредительного/ съезда НДПА. Нур Мохаммад Тараки родился в 1917 г. Он являлся выходцем из пуш-тунского племени тарак. «У него душа крестьянина» – говорили люди, близ-ко знавшие этого человека, имея ввиду его мягкий покладистый характер. Сумел в условиях королевского Афганистана получить высшее, образование. В 1952 г. был направлен в Вашингтон на должность пресс – атташе афганско-го посольства, однако год спустя за критику, высказанную в адрес премьер – министра, был отозван на родину и уволен с государственной службы. Известный афганский писатель. Автор теории «халькистской», т. е. «народ-ной» революции. В 1966 г., после раскола партии, возглавил в НДПА фрак-цию «Хальк» /«Народ»/. В 1977 г., с объединением партии, Тараки избирает-ся её генеральным секретарём. Но вернёмся в 1965 г., ко дню работы I съезда НДПА. Перед началом заседания съезда Мохаммад Тахир Бадахши сфотографировал на память делегатов – сначала всех вместе, а затем группами – по национальностям. Временным председателем съезда открытым голосованием избрали самого старшего среди них – им оказался Адам Хан Джаджи, бывший военный пилот. Он, его заместитель и секретарь из – за тесноты расположились на деревянном подоконнике. В первом ряду слева рядом сидели Н.М. Тараки и Б. Кармаль. Говорить и аплодировать старались тихо, потому что собрание было подпольным, спасались налёта полиции. Впоследствии некоторые деле-гаты вспоминали, что пришли на съезд с котомками, в которых было всё необходимое для возможной жизни в тюрьме. Минутой молчания почтили память тех, кто погиб за свободу. М.Т. Бадахши представил собравшимся Н.М. Тараки, показал написан-ную им книгу «Новая жизнь», рассказал о его революционной деятельности. Тараки выступил с большой речью: говорил в основном об историческом развитии страны, значении создания прогрессивной партии, о пагубности империалистического влияния в Афганистане. Затем представил Б. Кармаля, который сделал акцент на внутренней ситуации в стране и международной обстановке. Другие выступавшие обсуждали основные положения програм-мы и устава партии, дискутировали по вопросу о Пуштунистане. В перерыве, разбившись на группы, пили чай с печеньем, толпились в коридоре и гостиной, спорили. Вспоминают, что Г.М. Зурмати спросил Н.М. Тараки: «Кто тебя уполномочил нас собрать? Кто тебя поддерживает?» На что тот ответил: «Собственная воля и народ Афганистана». После перерыва много спорили по поводу будущего названия партии. Принимали устав и программу. Генеральной линией партии было провозгла-шено «построение общества, свободного от эксплуатации человека челове-ком». Идейно – теоретическими основами был обозначен марксизм – ленинизм. Перед началом голосования в состав ЦК решили, что каждый делегат должен коротко представить самого себя. Шах Вали, выступив, попросил обратить внимание на то, что он является представителем класса буржуазии и поэтому способен ошибаться. Нур Ахмад Нур признался, что его отец является крупным феодалом и даже содержит свою армию из 30 тысяч вооружённых людей. Нур пообещал, что отныне эти люди будут служить партии. Выборы были тайными. Каждый голосовал, за кого он хотел. В итоге 7 человек избрали членами ЦК, 4-х – кандидатами. Состоявшийся сразу пос-ле этого пленум большинством голосов избрал Н.М. Тараки первым секрета-рём ЦК НДПА, а Б. Кармаля – его заместителем. Тогдашний техник завода «Джангалак» А.К. Мисак, оставивший воспоминания о работе I съезда НДПА, был избран кандидатом в члены ЦК. Как известно, впоследствии партию начнут раздирать фракционные раз-ногласия, междоусобицы, яростная борьба за власть, и это горько отразится на судьбе всего афганского народа. Но мало кто знает, что первые трещинки появились уже тогда – на учредительном съезде. Так, А.Х. Джаджи, не обна-ружив себя в числе членов ЦК, настолько обиделся, что на другой день поки-нул ряды НДПА. Трёх человек – Тараки, Кармаля и Бадахши – делегаты заподозрили в том, что они голосовали дважды – не только за других, но и за себя. В 2 часа ночи съезд закончил свою работу, и делегаты, радуясь благопо-лучному завершению, пешком отправились по своим домам. К 1968 г. партия насчитывала уже полторы тысячи членов, в основном из числа интеллигенции, чиновников госаппарата, офицеров, студентов и учащихся. Четыре представителя НДПА /разумеется, не раскрывая своей принадлежности к партии/ прошли в парламент /созыв 1965 – 1969 гг./. Я не буду вдаваться в подробности развития партии, поскольку это является темой специальной лекции. Остановлюсь только на тех ключевых моментах, которые важны для понимания того, что произошло впоследствии. . 1966 г. Расхождения руководителей НДПА в вопросах тактики и борь-бы за лидерство приводят к расколу: Б. Кармаль и его сторонники выходят из состава ЦК и формируют фракцию «Парчам» /«Знамя»/, провозглашённую как «авангард всех трудящихся». Название «Парчам» фракция получила от издававшейся её членами одноимённой легальной газеты, вокруг которой стали группироваться сторонники Б. Кармаля. Бабрак Кармаль родился в 1929 г. Отец – пуштун из племени моллахейль, мать – таджичка. Хорошо знал языки пушту, дари, владел английским и немецким. Его отец был влиятельным человеком в высших военных кругах Афганистана: командовал дивизией и корпусом, вышел в отставку в звании генерал – полковника. В 1950 г. Б. Кармаль – активист союза студентов Кабульского университета. Трижды был осуждён за рево-люционную деятельность. Отсидел тюрьме более 4 лет. В 1956 г. выпущен из заключения под залог. Работал в министерстве планирования. Сразу после создания НДПА становится заместителем первого секретаря ЦК, впослед-ствии – один из З-х секретарей ЦК. Во второй половине 60 – х гг. ХХ в. опубликовал в газете «Парчам» ряд статей, полемизирующих с теорией «народной революции» Тараки, в частности, настаивал на том, что Афганистан находится в преддверии национально – демократической, а не пролетарской революции. В течение 8 лет являлся членом парламента. В 1978 г. после победы Саурской революции, был направлен послом нового Афганистана в Чехословакию. У него два сына и две дочери. Другую группировку в партии – «Хальк» /«Народ»/, возглавил Н.М. Тараки. В отличие о парчамистов халькисты стали называть партию «авангардом рабочего класса». Название «Хальк» фракция также получила от издававшейся её членами одноимённой газеты, вокруг которой группиро-вались сторонники Н.М. Тараки. Вплоть до 1977 г. «Хальк» и «Парчам» признавая формально про-граммные документы, принятые I съездом НДПА, фактически действовали уже как две вполне самостоятельные партии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.