Как известно, вышеупомянутые события по времени совпали с процес-сом распада Советского Союза как государства, с развалом возглавляемой им социалистической системы, с окончанием «холодной войны» и блокового противостояния на международной арене, что естественно нашло своё отра-жение и в региональной внешней политике нашего государства. Хотя новое российское руководство и объявило Россию правопреемницей СССР в меж-дународных делах, оно в то же время допустило ряд грубых просчётов и ошибок, в частности и на афганском направлении внешней политики России, последствия которых мы ощущаем до сих пор. По всей видимости, в Кремле тогда пришли к выводу, что Афганистан для России в новых условиях не так уж и важен: – во—первых, после вывода ОКСВ из Афганистана исчез раздражителъ будораживший общественное мнение как внутри страны, так и за рубежом, создававший определённые неудобства для нашей внешней политики; – во – вторых, после распада СССР Россия перестала непосредственно граничить с Афганистаном, нас отделили от него бывшие союзные советские республики Центральной Азии ставшие независимыми государствами /о том, что в этих республиках всё громче заявлял о себе исламско – фундаментали-стский фактор предпочитали умалчивать/; – в – третьих, поскольку Афганистан является бедной страной, к тому же охваченной внутренними смутами, то его нельзя отнести к перспективным партнёрам и в области политического, а уж тем более экономического сот-рудничества /о том, что сами мы являемся непосредственными виновниками сложившейся ситуации тоже хотели скорее забыть/. В декабре 1991 г. между Российской Федерацией и США было достиг-нуто принципиальное соглашение о прекращении поставок вооружений и техники военного назначения в Афганистан. Его подписали президенты двух государств Б.Н. Елъцин и Дж. Буш /старший/. Данное соглашение было приз-вано остановить поток оружия направлявшийся в Афганистан, прекратить его реэкспорт и контрабанду. Однако, в сложившейся ситуации вокруг и внутри Афганистана на рубеже 1991 – 1992 гг. осуществить это было уже практически невозможно. Да, Россия и США прекратили поставки оружия, чего нельзя было сказать о Пакистане, Саудовской Аравии, некоторых дру-гих исламских государствах региона Ближнего и Среднего Востока, не гово-ря уже о негосударственных игроках на мировом рынке оружия. Сами того не желая, Россия и США фактически развязали руки заведомо враждебным обоим государствам силам – силам исламского экстремизма и терроризма. Последствия принятого решения сказались очень быстро. И без того шаткий и хрупкий баланс сил, существовавший между кабульским правите-льством и исламистской оппозицией в короткий срок, к весне 1992 г. был нарушен в пользу последней. Президент Наджибулла оказался не в силах удержать власть в своих руках и подал в отставку, а премьер – министр его правительства Абдул Вакиль прибегнув к посредничеству миссии ООН вступил в переговоры с представителями моджахедов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.