Афганистан в последней трети ХХ и начале XXI веков. Трагедия афганского государства, общества и народа, страница 29

22 декабря 2001 г. состоялась официальная передача власти правитель-ства  Б. Раббани главе Временной администрации  Х. Карзаю. Формирование новых властных структур в центре и на местах происходило весьма непросто. Сказывались последствия более чем 22 – летней междоусобной войны, кото-рая наложила тяжёлый отпечаток на социально – политическую и экономиче-скую жизнь общества, превратила страну в конгломерат регионов, практичес-ки автономных от центральной администрации. Положение усугубляли сепа-ратистские настроения местных властей и военно – политических лидеров, зачастую использовавших в своих интересах межэтнические трения.         Всё это на фоне сохраняющейся напряжённости между пуштунами и другими народами Афганистана создавало огромный конфликтный потенци-ал, разрядить который было весьма непросто. Особенно в условиях фактичес-кого распада Объединённого фронта, сыгравшего весьма значительную роль в свержении режима талибов.         Учитывая это, 20 декабря 2001 г.  Совет Безопасности  ООН  принял резолюцию 1836, санкционировавшую создание Международных сил содей-ствия безопасности Афганистана /МССБ/. Участие в них в той или иной форме подтвердили Великобритания, Франция, Германия, Италия, Греция, Чехия, Болгария, Румыния, Норвегия, Дания, Швеция, Турция, Аргентина, Канада, Австралия, Новая Зеландия и другие страны. В соглашении о воен- но – техническом сотрудничестве, подписанном 4 января 2002 г. английским генералом, командующим МССБ Дж. Мак – Коллом и министром обороны Афганистана М. Фахимом, было оговорено, что МССБ создаются сроком на 6 месяцев для оказания помощи в обеспечении Кабула и прилегающих к нему районов. По истечении полугода СБ ООН принял решение о целесооб-разности их дальнейшего пребывания в стране. 20 июня 2002 г. англичане официально передали командование МССБ турецкому военачальнику.               .            11 июня 2002 г. в Кабуле открылась Лойя джирга. Буквально накануне её открытия состоялось закрытое совещание представителей  Х. Карзая и сто-ронников экс – короля  М. Захир – шаха, на котором была достигнута догово-рённость о выдвижении последнего на пост главы государства и назначении  Х. Карзая его заместителем. На созванном в ночь с 9 на  10 июня 2002 г. заседании Временной администации представители бывшего Северного альянса или, как их теперь именовали,  «панджшерцы», заявили о несогласии с таким развитием событий и пригрозили срывом Лойя джирги. В результате переговоров стороны спешно созвали пресс – конференцию, на которой М.Захир – шах публично заявил об отказе от притязаний на высший госу-дарственный пост в пользу  Х. Карзая. Стоит отметить, что на развитие ситуации на Лойя джирге влияли не только «северяне», но и их противники – пуштуны, явные и скрытые сторонники «Аль – Каиды» и ДТ, а также спец-представитель США  З. Халильзад.          По итогам Лойя джирги главой Переходной /взамен Временной/ администрации Афганистана /ПАА/ был избран  Х. Карзай. Он получил полномочия президента и главы правительства, с правом принятия законо-дательных актов. Несмотря на попытки существенного ограничения позиций «панджшерцев» в правительстве, они всё же сохранили посты министров обороны  /М. Фахим/, иностранных дел  /А. Абдулла/, руководство рядом отраслевых ведомст. М. Фахим,  К. Халили  и  А. Кадир /вскоре погибший     в результате теракта /были назначены заместителями  Х. Карзая. Бывший министр внутренних дел  Ю. Кануни, ранее претендовавший на пост премь-ера, был назначен министром просвещения и одновременно советником главы ПАА по делам внутренней безопасности, что позволило ему сохранить за собой определённый контроль над силовыми ведомствами. Придерживаю-щиеся прозападной ориентации деятели возглавили ряд важных министерств, в частности, внутренних дел, финансов, горнорудной промышленности.         24 июня 2002 г. в Кабуле состоялась церемония приведения к присяге членов нового кабинета министров. Тогда же были утверждены советники  Х. Карзая по делам внешней и внутренней безопасности, председатели Верховного суда, комиссий по правам человека, по изучению и рассмотре-нию назначений. После приведения к присяге руководство ПАА для прора-ботки дальнейших рекомендаций правительству приступило к рассмотрению идеи о создании примерно 10 профильных комиссий, в том числе по вопро-сам обороны, национальной безопасности, реформе органов гражданского управления и юстиции, по инвестициям и донорской помощи.                              .             В январе 2004 г. собравшаяся во второй раз после свержения режима талибов Лойя джирга рассмотрела и одобрила проект новой конституции афганского государства. 27 января 2004 г. председатель ПАА  Х. Карзай сврим указом за  №I03  объявил об официальном вступлении в силу нового Основного закона Исламской Республики Афганистан /ИРА/.         Конституция  ИРА  2004 г.  в значительной мере унаследовала многие позитивные положения прежних конституций Афганистана, в частности, конституции  1964 г. Она также содержала разделы и статьи, позволяющие сохранить страну, раздираемую этническим сепаратизмом, как унитарное государство и гарантировала всем гражданам Афганистана равные права и свободы.          В то же время новая конституция закрепила определённый компромисс между светской и духовной властью. Иного было трудно ожидать. Это зако-номерный результат, отражающий реалии внутриполитической обстановки   в стране, которую, по – прежнему, во многом определяют бывшие религиоз-но – политические лидеры моджахедов, обладающие реальной властью.         Во – первых, духовенство добилось конституционного закрепления     его главенствующей роли не только в сфере образования, но и во всей сис-теме идеологического воздействия на население, особенно на молодёжь.   Так, ст. 17 обязывает государство принять необходимые меры для «повыше-ния образования на всех уровнях, развития религиозного обучения, упорядо-чения и улучшения положения мечетей, медресе и религиозных центров».         Ещё более показательна в этом отношении ст. 45, гласящая: «Государ-ство разрабатывает и претворяет в жизнь единую программу обучения, осно-вывающуюся на законах священной религии ислама и национальной культу-ре, а также готовит программу религиозных наук для школ /мактаб/ на осно-ве исламских толков, существующих в Афганистане». Это означает, что религиозные науки отныне становятся основой обучения не только в медресе /религиозных школах/, но и в мактабах /светских школах/.         Во – вторых, согласно новой конституции, судейский корпус по – прежнему составляют мусульманские правоведы с высшим религиозным образованием, знатоки шариата и фикха /одна из форм обычного права узаконеного канонами ислама/.         Новый Основной закон сохранил раздел прежних конституций, наде-ляющий судей правом пользования положения фикха при разбирательстве судебных дел, но при определённых условиях. Так, ст. 130 разрешает судьям во всех случаях, когда для разбирательства судебного дела ни в конституции, ни в других законах нет соответствующих указаний, воспользоваться «зако-нами ханифитского толка фикха» и решить дело  «по справедливости и наи-лучшим образом».         В новой конституции сделана уступка и последователям шиизма.         Ст. 130 гласит:  «Суд при рассмотрении дел приверженцев шиизма, если   оно касается персонального дела, обязан привести положения шиитского мазхаба /судопроизводства/ в соответствие с положениями конституции.      Во всех остальных случаях, если в Основном законе и других законах нет указаний по существу разбираемого дела, суд решает дело, согласно шиит-скому мазхабу».         Завершая краткий обзор некоторых положений конституции ИРА      2004 г. полагаю необходимым остановиться на ст. 61 главы 3 – «Президент», в которой сформулированы принципы избрания главы государства. Следует напомнить, что ни в одной из прежних афганских конституций не предусмат-ривалось избрание главы государства путём «свободного, всеобщего, тайного и прямого» волеизъявления народа. История Афганистана свидетельствует, что прежние короли получали корону и трон либо по наследству, либо зах-ватывали их силой. Утверждение их представителями народа носило чисто формальный характер. Точно также обстояло дело с выборами президентов, которые усаживались в президентское кресло в результате государствен-  ных переворотов, революций и заговоров. Последующие выборы на Лойя джиргах также были формальным актом.         Сегодня ситуация изменилась коренным образом. Президентом Афганистана может стать гражданин ИРА независимо от национальной, этнической или половой принадлежности, но мусульманского вероисповеда-ния и не моложе 50 лет. Избранным признаётся кандидат сумевший набрать не менее 50% голосов избирателей в первом туре, в противном случае преду-смотрен второй тур, в котором достаточно уже относительного большинства голосов поданых за одного из двух оставшихся кандидатов.        9 октября 2004 г. в Афганистане состоялись первые в постталибовский период выборы президента ИРА. Как и предсказывали многие аналитики, убедительную победу на них одержал Хамид Карзай, набравший 55,4% голосов. За него голосовала подавляющая часть пуштунов. Его основной соперник таджик  Ю. Кануни получил 16,3% голосов. Далее следовали хазареец  М. Мохаккек  /11,7%/,  узбек  А. Дустом  /10%/  и  пуштунка     Масуда Джалал  /1,2%/. Через два дня  Ю. Кануни,  М. Мохаккек  и                          А. Дустом  «во имя национального единства» признали результаты голосования.         Выборы 9 октября 2004 г. были однозначно расценены как успех на  пути к созданию демократического общества в Афганистане. Впервые в его истории у простых граждан спросили их мнение и дали возможность заявить о том, кого они хотят видеть во главе их государства. Кроме того, сам факт успешных выборов убедительно показал, что переход от деспотизма к демо-кратии и в мусульманском мире вполне возможен. В своём ключе расценил событие командующий войсками международной коалиции в Афганистане американский генерал  Д. Барно: «Оглушительный успех выборов означает стратегическое поражение «Аль – Каиды» и талибов и станет поворотной точкой для Афганистана и афганского народа».         7 декабря 2004 г. в Кабуле в хорошо защищённом, напоминавшим крепость, президентском дворце состоялась инаугурация первого легитим-ного президента Афганистана. Для участия в торжественной церемонии в Афганистан прибыли 160 представителей из многих зарубежных стран. Самая высокопоставленная делегация была из США – её возглавлял вице –президент Дик Чейни, которого сопровождал министр обороны  Д. Рамсфелд. Среди других VIP – гостей были специальный представитель генерального секретаря ООН  Л. Брахими, генеральный секретарь НАТО  Я.Х. Схеффер, министр иностранных дел Ирана – К. Харрази, Индии – Н. Сингх, заместите-ль министра иностранных дел Российской Федерации  А. Алексеев, министр внутренних дел Пакистана  А. Шерпао, президент Казахстана  Н. Назарбаев  и Таджикистака  Э. Рахмонов.         В присутствии 600 гостей  Х. Карзай, держа руку на Коране, повторил текст присяги, зачитанный Верховным судьёй  Ф.Х. Шинвари: «Я клянусь следовать священной религии ислам и защищать её положения, соблюдать конституцию и другие законы Афганистана и следить за их исполнением...   С помощью Бога и при поддержке народа я обязуюсь предпринимать иск-ренние усилия во имя счастья и прогресса народа Афганистана». В своём выступлении в качестве основных задач в течение пятилетнего срока его пребывания на посту президента он назвал разоружение частных вооружён-ных формирований, борьбу с наркотиками, ликвидацию коррупции и дости-жение национального единства различных этнических групп и племён.         Больше двух недель ушло на то, чтобы  Х. Карзай уже в новом качестве сформировал кабинет министров. Это была непростая задача: он поставил цель создать компетентное и эффективное правительство, при этом этниче-ски сбалансированное. Президент провёл консультации с лидерами моджа-хедов  Б. Раббани, С. Моджаддеди, А. Сайяфом, С.А. Гилани и аятоллой Мохсени о формировании нового кабинета и роли в нём руководителей партий моджахедов.         24 декабря 2004 г., спустя семь недель после его избрания президентом, Х.Карзай принял присягу от 27 новых министров. На церемонии в президент-ском дворце члены нового кабинета, положив правую руку на Коран, поклялись защищать ислам, конституцию и Афганистан  «во имя Аллаха». Выбор президента был во многом связан со стремлением поставить страну  на ноги после длительной войны и продолжать привлекать помощь с Запада. Свои места в правительстве потеряли две властные фигуры, связанные с Северным альянсом – бывший министр обороны маршал  М.К. Фахим  и министр образования  Ю. Кануни.         В новом правительстве оказались представлены основные этнические группы: в его состав вошли 9 таджиков, 8 пуштунов, З хазарейца, 2 узбека     и по одному представителю туркмен и белуджей. Таким образом, это прави-тельство было этнически сбалансировано, правда, скорее, с точки зрения арифметики, но не обладания реальной властью, которая находилась в руках ориентированных на Запад пуштунов вроде самого  Х. Карзая, контролиро-вавших важнейшие посты – министров внутренних дел, обороны, финансов,    а также городского и сельского развития.          И хотя ключевые посты в новом кабинете заняли деятели, известные на Западе, такие как министр внутренних дел  А.А. Джалали и давний соратник президента, министр финансов Анвар уль – Хак Ахади /бывший президент Центрального банка Афганистана/, в состав правительства вошли и некото-рые новые фигуры, которые поддерживали реформаторский курс президен-та. Кроме того, среди членов нового кабинета, впервые после падения режи-ма НДПА, оказались и две женщины – бывший кандидат на пост президента   Масуда Джалал, занявшая пост министра по делам женщин, и Седдика Балхи ставшая министром по делам погибших и инвалидов. Место министра нацио-нальной обороны досталось бывшему заместителю главы военного ведомст-ва генералу  Абдуррахиму Вардаку, в прошлом политическому эмигранту в США, связанному с Пентагоном. В целях активизации объявленного прези-дентом джихада против производства и транспортировки наркотиков в струк-туре нового правительства было создано министерство по борьбе с наркоти-ками, которое возглавил бывший советник министерства по делам беженцев инженер  Хабибулла Кадери. Все новые министры имели высшее образова-ние, как того требовали положения конституции. При этом 9 из 27 членов кабинета имели также и учёную степень доктора.          Таким образом, в новом правительстве  Х. Карзая доминировали ориентированные на реформы технократы, значительная часть которых вернулась из эмиграции с Запада. В дальнейшем это могло вызвать критику со стороны традиционалистов – консерваторов, особенно учитывая то, что сам президент – проамериканский деятель. Чтобы смягчить такого рода раздражающий фактор,  Х. Карзай потребовал от этих министров освободи-ться от второго гражданства, полученного на Западе. Именно этим была выз-вана недельная задержка с формированием нового кабинета министров, как утверждал сам президент.         В целом новый кабинет министров, судя по его составу, был способен решать задачи, которые ставил перед собой и своими министрами теперь уже легитимный президент  Х. Карзай. По выражению известного американского исследователя Б. Рубина, это – «чистый» кабинет, в котором не было мини-стров, обвиняемых в связях с наркомафией или серьёзных нарушениях прав человека. Его ядро составила группа технократов, в которой преобладали пуштуны – представители крупнейшего этнонационального образования,      у которой существовали определённые связи связи в Америке, но не было политических последователей в Афганистане.         Большинство министров обладали незапятнанной репутацией. Не менее важным являлось и то, что многие из них были хорошо образованы и доста-точно квалифицированы для того, чтобы выполнять свою работу профессио-нально. Требования конституции относительно наличия высшего образова-ния у министров, может быть, слишком завышены для такой страны как Афганистан. Тем не менее, это помогло  Х. Карзаю тактично избавиться от всех тех, кто мог бы ограничивать его свободу действий и создавать проб-лемы в будущем. Тот же факт, что многие из его министров недавно верну-лись с Запада и не обладали достаточной базой поддержки в Афганистане, вряд ли можно было оценивать исключительно негативно. Ведь этот явный на первый взгляд недостаток, под определённым углом зрения, оборачивался  им на пользу, поскольку они не зависели от своих потенциальных избирате-лей в принятии определённых жёстких, но необходимых решений. В целом Х. Карзай сформировал сбалансированную команду, представляющую столь неоднородную во всех аспектах страну.         Рассматривая перспективы послевоенного восстановления Афганистана как целостного, независимого, суверенного и миролюбивого государства, не-обходимо обратить внимание на то, что ключевым условием процесса вос-становления является, прежде всего, возрождение национальной экономики страны. Запуск основных механизмов хозяйственной жизнедеятельности и создание таким образом возможно большего числа рабочих мест /особенно путём уделения приоритетного внимания проблемам, требующим привлече-ния значительных людских ресурсов/ может во многом стать определяющим фактором, способствующим, кроме всего прочего, реинтеграции значитель-ной части бывших моджахедов в мирную жизнь.         Есть ещё одна важная проблема, несомненно, требующая внимания мирового сообщества и стран – доноров, согласившихся оказывать гумани-тарную и экономическую помощь Афганистану. Дело в том, что чем более массированной будет материальная поддержка этой страны, тем острее встанет вопрос о том, как предупредить нецелевое использование поступаю-щих в Афганистан средств, Очевидно, что добиться этого будет нелегко. Камни преткновения здесь – традиции коррупции, практическое отсутствие культуры демократического контроля в обществе, недостаток профессиона-льных кадров разного уровня, а также фактическое отсутствие государст-венного исполнительного звена в ряде регионов, где реальная власть по – прежнему принадлежит полевым командирам или ханской верхушке племён.         Ещё одна /сопутствующая, но весьма важная/ проблема – как избежать укоренения в афганцах иждивенческих настроений, побуждать их к проявле-нию большей инициативности, подпитывать стремление к максимальной мобилизации внутреннего потенциала в интересах эффективного использо-вания поступающих извне ресурсов. В решении этих вопросов может при-нять участие обширная афганская диаспора за рубежом, обладающая нема-лыми финансовыми ресурсами и организационным опытом.         В целом задача возрождения Афганистана представляется крайне слож-ной. На каждом шагу здесь подстерегает множество разноплановых трудно-стей, опасностей и угроз, каждая из которых, по сути, достаточно серъёзна, чтобы сорвать весь поступательный процесс. Разнообразие возможных сце-нариев развития событий в Афганистане сводится, тем не менее, к следую-щей альтернативе. Либо мировое сообщество будет придерживаться согла-сованных действий при решении его проблем – и тогда появится реальный шанс превращения этой страны в стабильное, благополучное и мирное госу-дарство. Либо же вновь возобладают конъюнктурные интересы отдельных внешних игроков, стремящихся обеспечить себе ведущую роль в решении в свою пользу афганских ключевых вопросов. И тогда мир вновь и неизбежно столкнётся с обострением в Афганистане внутренней борьбы, с возможным её перерастанием в вооружённые столкновения, с подъёмом новой волны экстремизма и терроризма и последующим распадом государства.