Афганистан в последней трети ХХ и начале XXI веков. Трагедия афганского государства, общества и народа, страница 28

Своё восхождение на политическую вершину Гиндукуша                               Х. Карзай начал  в Пакистане, где в 1985 г. возглавил информационный  отдел Национального фронта спасения Афганистана /НФСА/, С 1987 г.        Х. Карзай уже глава политического департамента НФСА и ведает финанси-рованием своих соплеменников, ведущих вооружённую борьбу с частями ОКСВ в районе Кандагара. В 1992 г., после падения режима НДПА, стано-вится заместителем министра иностранных дел Исламского государства Афганистан. Однако в 1994 г. открыто переходит на сторону ДТ и сдаёт им свой родной город Кандагар. Сотрудничество с талибами переходит на столь доверительньий уровень, что в 1996 г. они предлагают Х. Карзаю стать их представителем в ООН.          В 1997 г. Х. Карзай уезжает из Кандагара в Кветту /СЗПГ Пакистана/    и становится активным сторонником  «Римского процесса», призванного вернуть в Афганистан в качестве верховного правителя экс – короля            М. Захир – шаха. Иными словами, до начала антитеррористической опера-ции он за неполные десять лет трижды менял свою политическую ориента-цию, оставаясь политиком третьего – четвёртого эшелона. При этом весьма успешно вёт и коммерческую деятельность – открыл в Пакистане, а затем и  в США целую сеть рентабельных гостиниц и ресторанов, в которых подава-лись самые изысканные афганские деликатесы, включая мясо новорожден-ных ягнят, запечённых с красным перцем в тандуре.         В 2000 г. Х. Карзай не без согласия талибов вошёл в состав исполните-льного комитета по подготовке и проведению Лойя джирги. А перед самым началом бомбёжек территории Афганистана американской авиацией вдруг снова появился на афганской земле во главе небольшого отряда, чтобы спо-собствовать освобождению родного Кандагара от тех же талибов.         У афганцев есть поговорка  «Красавицу берёт в жёны тот, кто платит большой калым», В этом отношении совершенно очевидно, что самый высо-кий калым заплатили американцы, чтобы во главе Временной администрации стоял человек, ориентированный на политику США. Инициатива, которую с одобрения мирового сообщества получили Соединённые Штаты в проведе-нии антитеррористической операции в Афганистане, естественным образом перешла и на формирование переходного правительства. И всё же, несмотря на этот факт, даже те афганцы, которые смогли приехать в Бонн, чтобы при-нять участие в переговорном процессе, фактически допустили на ключевые посты во Временной администрации только одного ставленника США –      Х. Карзая. На пост министра обороны был избран Касим Фахим – многолет-ний соратник покойного Ахмад Шаха Масуда, на пост его заместителя – лидер северных узбеков Абдуррашид Дустом. Пост министра внутренних  дел занял известный непримиримый противник талибов Кануни. А мини-стерство иностранных дел возглавил доктор Абдулла, занимавший этот же пост в правительстве Масуда.         США и ведущие западные державы сыграли решающую роль и в воз-вращении в Афганистан бывшего короля Мохаммада Захир –  шаха провед-шего, как известно, в эмиграции в Италии свыше 27 лет. Запад посчитал, что М. Захир – шах – единственная политическая фигура, способная объединить афганцев, даже если и не произойдёт восстановления института монархичес-кого правления в стране. В Кабул 87-летний экс – монарх и сопрововождаю-щие его лица прибыли из Рима 18 апреля 2002 г.         Возвращение М. Захир – шаха в Афганистан вызвало неоднозначную реакцию в политических и этнических кругах страны. Многие весьма влияте-льные фигуры, в том числе и во Временной администрации, открыто высту-пили против передачи ему пусть даже и небольшой части властных полномо-чий. И дело не только в преклонном возрасте экс – монарха, как может пока-заться на первый взгляд. В более молодые годы, которые теперь принято называть чуть ли не «золотым периодом» новейшей истории Афганистана, король властвовал лишь формально, а фактически страной управляли сме-нявшие друг друга премьер – министры, пусть даже и из семейства Надиров. Такое положение вполне устраивало короля, который, по воспоминаниям людей из тогдашнего его окружения, обычно тяготился государственными заботами. Вряд ли с течением времени зкс – монарх стал более амбициозным.         По словам министра иностранных дел доктора Абдуллы, вопрос о передаче какой – либо части властных полномочий  М. Захир – шаху даже   не обсуждался. А Бурханудин Раббани прямо заявил о  «неприемлимости реставрации монархии». В жёсткой оппозиции к этой идее стояло и большин-ство вождей пуштунских племён на юге и востоке страны.         Для оценки ситуации важно также учитывать тот факт, что повторному восшествию на престол низложенного ранее короля, препятствовали также и соседние Пакистан и Иран. А эти страны всегда имели очень большое влия-ние на внутриафганские дела.         Несмотря на мощную западную поддержку зкс – монарха, уже сфор-мировавшаяся в Афганистане новая политическая и военная элита не собира-лась позволять ему занимать трон с сильными атрибутами власти. При опре-делённых условиях, конечно, возможен компромисс между различными си-лами. Речь может идти о создании в перспективе некоего подобия «британ-ской модели» монархии, при которой венценосная особа /возможно кто – либо из потомков экс – короля, в частности, его внук Мустафа Захир/  – это чисто номинальная фигура, живой символ нации. Правда, в нынешней политической ситуации в Афганистане последнее маловероятно.                          .            Сам же  М. Захир – шах накануне возвращения в Афганистан заявил, что лично он не собирается претендовать на престол, себя самого он видит    в роли миротворца и желает оставшиеся ему годы прожить на родине, что- бы «увидеть плоды возрождения». Последний монарх Афганистана неодно-кратно утверждал, что собирается в Кабул  «не как король, но как слуга Афганистана».          На конференции в Бонне было также решено созвать в июне 2002 г. Лойя джиргу, которой предстояло сформировать переходные органы власти сроком на 18 месяцев. Затем намечалось созвать очередную Лойя джиргу  для принятия новой конституции и формирования новых органов власти.