Топливно-смазочное хозяйство. Устройства для слива нефтепродуктов. Рекомендуемые температуры подогрева масел, страница 9

       Подогреватели. Для предотвращения застывания нефтепродукта в резервуарах устанавливаются паровые секционные подогреватели.

Преимущество таких подогревателей состоит в том, что они позволяют включать при необходимости не все секции сразу, а только часть их. Относительно небольшая длина секций обеспечивает более полный спуск конденсата, что особенно важно в период эксплуатации их в зимнее время, когда возможны случаи размораживания труб или нарушения плотности соединений при неполном спуске конденсата.

Характеристика типовых секционных подогревателей для вертикальных резервуаров емкостью 100-1 500 м 8 приведена в табл. 44.

Для резервуаров емкостью 2000 м3 в этой таблице приведена характеристика местных подогревателей, достаточных для подогрева дизельного топлива. Такой местный двухсекционный подогреватель показан на рис. 75. В тех случаях, когда в резервуарах емкостью 700-1500м3 хранится только дизельное топливо, применяются также местные подогреватели, как указано для резервуаров на 2000 м3.

В проектах типовых экипировочных устройств, разработанных для тепловозных депо Днепрогипротрансом в 1957 г., принят циркуляционный разогрев дизельного топлива через теплообменники, изготовляемые из жаровых труб, по типу теплообменников теплой промывки депо.

Для подогрева нефтепродуктов, как правило, применяется насыщенный водяной пар. Давление пара при входе в стационарные подогреватели не должно превышать для масел 4 ат, для других темных нефтепродуктов 6 ат. Испытание подогревателей производится давлением 10 ат.

Горизонтальные стальные резервуары

Горизонтальные резервуары малой емкости, предназначенные для хранения масел (рис. 76), изготовляются из стали марок Ст. 3 и Ст. 2.

Резервуар состоит из нескольких обечаек 1, днищ 2 и горловины 3. Днища резервуаров бывают плоские и сферические. Для придания прочности цилиндрической части внутри резервуаров ставятся кольца жесткости 4 с распорными треугольниками 5 из угловой стали. Резервуары с плоскими днищами имеют центральное кольцо с трапeцeидaльными ребрами, усиливающими жесткость днища. Пояса обечайки резервуаров собираются со ступенчатым расположением их. Швы корпуса выполняются внахлестку; величина нахлестки подбирается равной пятикратной толщине листов обечаек, но не менее 30 мм.

Наземные резервуары окрашивают с предварительной очисткой поверхностей их от ржавчины и грязи, подземные резервуары покрывают антикоррозийной изоляцией или битумной эмалью. Горизонтальные резервуары должны иметь специальное оборудование, указанное в табл. 45.

Для разогрева масел резервуары оборудуются паровыми подогревателями, состоящими из отдельных трубчатых секций 6 или змеевиков. Для <<дыхания>> резервуара и замера нефтепродукта служит вентиляционная труба 7.

Железобетонные резервуары

За последние годы для хранения высоко вязких масел стали применять железобетонные резервуары подземного или полуподземного типа. Ранее широкому распространению таких резервуаров препятствовал основной недостаток железобетона - его сравнительно слабое сопротивление растяжению и появление ввиду этого в стенках резервуаров и днищах мелких трещин, вызывающих утечку нефтепродукта.

Внедрение в практику строительства предварительно напряженного бетона сделало возможным широкое применение железобетонных резервуаров. При сооружении таких резервуаров металлическая арматура их предварительно искусственно растягивается, а при затвердевании бетона он за счет сжатия арматуры как бы искусственно сжимается. В этих случаях растягивающие усилия в бетоне при эксплуатационных нагрузках бывают, незначительны, а, следовательно, и склонность его к трещинообразованию уменьшается.

Железобетонные резервуары могут иметь как плоские перекрытия, так и сферические. В проектах типовых экипировочных устройств, приняты к установке железобетонные резервуары одиночные, спаренные по два и строенные при общем коллекторном колодце, в котором размещаются насосы, фильтры и необходимые устройства по обслуживанию трубопроводов. Внизу этот колодец имеет приямок, в который спускаются грязь и остатки нефтепродуктов при очистке и промывке резервуара, удаляемые затем из приямка насосом.