Топливно-смазочное хозяйство. Устройства для слива нефтепродуктов. Рекомендуемые температуры подогрева масел, страница 4

Для предохранения днища от коррозии под него, поверх песчаной подушки, укладывается изолирующий слой 3 толщиной 80-100 мм из супесчаного грунта в смеси с вяжущими веществами. В качестве вяжущих веществ используются жидкие битумы А-6 и Б-6 (ГОСТ 1972-52) и каменноугольный деготь Д -5 (ГОСТ4641-49). Мазут или нефть, как мало пригодные в качестве вяжущих веществ, могут применяться как исключение только в резервуарах малой емкости. Вяжущие вещества не должны иметь кислот, так как присутствие их может привести к разъеданию металла днища. Диаметр изолирующего слоя должен быть больше наружного диаметра  резервуара не менее чем на 1,4 м.

Для отвода от резервуара поверхностных вод (от дождя, таяния снега и пр.) устраиваются отводные канавы в сторону, водостоков.

Отмостку откосов насыпной подушки производят до выполнения монтажно-сварочных работ и испытания резервуара с тем, чтобы не был нарушен верхний и изолирующий слой насыпной подушки. Вертикальные стальные резервуары могут сооружаться как полистовой сборкой, так и индустриальным методом.

При полистовой сборке монтаж и сварка резервуара производятся на резервуарной площадке из отдельных стальных листов, что очень длительно, дорого и требует от сварщиков высокой квалификации.

В 1944 г., впервые в мировой технике резервуаростроения, Институтом электросварки им. Е. О. Патона Академии наук УССР был предложен индустриальный метод изготовления и монтажа вертикальных стальных резервуаров, нашедший в настоящее время исключительно широкое распространение. Группа инженеров, предложивших и внедривших этот способ, удостоена в 1958 г. Ленинской премии. При таком способе боковые стенки, днища и кровлю резервуаров емкостью от 100 до 5000 м3 заготовляют и сваривают автоматической сваркой в полотнища и крупногабаритные щиты нужных размеров в заводских условиях. Доставка же их к местам монтажа производится в свернутых рулонах на железнодорожных платформах или автотранспортом на тяжеловесных прицепных транспортерах. На месте монтажа в этом случае заваривается уже минимальное количество швов.

Индустриальный метод монтажа резервуаров позволяет снизить трудоемкость работ на месте строительства более чем в 3 раза, а общую трудоемкость - не менее чем на 40-50%. В то же время качество изготовления резервуаров значительно лучше, так как в заводских условиях обеспечивается более тщательное выполнение сварочных работ.         

Использование индустриального метода монтажа резервуаров значительно сократило сроки их ввода в депо Петропавловск, Ртищеве II, Лиски, Агадырь и др. Поэтому в тепловозных депо в настоящее время применяются рулонные резервуары, изготовляемые индустриальным методом.

Установка рулонов цилиндрической части резервуара и их развертывание (рис. 58) производятся с помощью тракторов, а полуферм кровли - с помощью автокранов с удлиненной стрелой или консольными строительными кранами.

Чтобы стальные вертикальные цилиндрические резервуары эксплуатировались нормально, они должны быть оснащены так называемым обслуживающим оборудованием (рис. 59) в соответствии с ГОСТ 3726 - 47. Характеристика этого оборудования дана в табл. 41.

На резервуарах для масел и темных нефтепродуктов (рис. 60) устанавливаются: люк световой 1, люк-лаз 2, люк замерный 3. прибор для замера уровня 4, вентиляционный патрубок 5, кран сифонный 6, подъемная (шарнирная) труба 7, приемо-раздаточный патрубок 8; перепускное устройство 9.

Оборудование, устанавливаемое на корпусе резервуара

Люк-лаз, приемо-раздаточный патрубок, перепускное устройство, хлопушка с боковым управлением, сифонный кран устанавливаются на первом поясе резервуара.

При установке оборудования следует строго выдерживать проектные расстояния до вертикальных сварных швов пояса.