Топливно-смазочное хозяйство. Устройства для слива нефтепродуктов. Рекомендуемые температуры подогрева масел, страница 29

Крышка корпуса сепаратора, или, как ее еще называют, сборник (рис. 110), делится на три части. Нижняя часть А является камерой загрязненного нефтепродукта, она сообщается с одним их выходных патрубков, по которому отводится вода при сепарировании по способу пурификации. Средняя часть Б служит камерой для чистого нефтепродукта и соединяется трубопроводом с емкостью для сбора отсепарированного продукта. Верхняя часть В является камерой переполнения и служит для отвода нефтепродукта, переполняющего барабан при его загрязнении, или избытка, поступающего в барабан. Она может быть соединена трубопроводом с емкостью. Такое деление сборника на три камеры выполнено с помощью трех тарелок 1, 2 и 3, прикрепленных к соответствующим местам болтами. Тарелки собираются в такой последовательности: вначале ставится малая тарелка 1 камеры переполнения, затем тарелка 2, отделяющая камеры чистого и загрязненного нефтепродуктов. Последней, ставится тарелка 3. Для наблюдения за протеканием жидкости имеются три смотровых глазка.

Из имеющихся в сепаратной машине двух насосов первый всасывает загрязненный нефтепродукт из бака и подает его (в необходимых случаях через подогреватель) в барабан сепаратора; второй служит для отбора очищенного продукта из барабана сепаратора и подачи его в сборный бак. Устройство такого насоса показано на рис. 111.

Насос состоит из общего корпуса 1 и двух крышек; крышки всасывающей шестерни 2 и нагнетательной 3. Между корпусом и крышками образуются всасывающая и нагнетательная полости. Во всасывающей полости располагаются ведущая шестерня 4, посаженная на приводной вал 5, и ведомая шестерня 6. Нагнетательная полость имеет также две шестерни: ведущую 7, составляющую одно целое с приводным валом, и ведомую шестерню 8.

Для регулирования давления в трубопроводе в корпусе насоса установлен специальный регулировочный винт, которым производится нажатие пружины на шариковый клапан выходного канала нагнетательной камеры. Ослабление пружины уменьшает давление и, наоборот, подтягивание ее прижимает шарик и повышает давление нагнетания. При сборке насосов необходимо обеспечить строгую горизонтальность осей валов шестерен, а также надлежащую набивку 9 уплотняющего сальника приводного вала.

Масла перед сепарацией, до поступления их в барабан, должны подогреваться. Это производится в подогревателе. В установках НСМ-3 могут применяться как паровые, так и электрические подогреватели.

Принципиальная схема разводки трубопроводов сепараторной установки показана на рис. 108. Из этой схемы видно, что очищаемый нефтепродукт поступает к насосу 3 и далее в подогреватель 8, а затем поступает в сборник (крышку) сепаратора и через верхний канал попадает в барабан.

После сепарации чистый продукт из барабана поступает к нагнетательному насосу 4, который и подает его в бак 10. Для защиты всасывающего насоса от попадания больших твердых частиц перед ним установлен сетчатый фильтр 7. На нижнем конце всасывающей магистрали перед насосом установлен всасывающий невозвратный клапан, удерживающий продукт в ней при остановках сепаратора. В зависимости от характера загрязнения нефтепродуктов процесс очистки их в сепараторе может производиться по методу пурификации или кларификации.

При очистке по методу пурификации происходит разделение смеси двух жидкостей с различными удельными весами их. По этому способу обычно очищается дизельное топливо, обводненное или содержащее незначительное количество механических примесей. В этом случае вода и обезвоженное дизельное топливо вытекают из сепаратора непрерывно по различным каналам, т. е. сепарация ведется непрерывным способом. Твердые частицы, отделенные под воздействием центробежной силы от топлива, задерживаются в грязевой полости барабана. Этот метод целесообразно применять тогда, когда вода содержится в дизельном топливе в количестве от 0,3 % и выше к объему очищаемого топлива, т. е. при сильном его обводнении.