Роторно-зубчатые насосы
Для перекачки масел из хранилищ в раздаточные баки, а также к маслозаправочным колонкам экипировочных устройств используются роторно-зубчатые насосы, представляющие собой насосы объемного типа. По сравнению с поршневыми эти насосы отличаются большей равномерностью подачи; они не имеют всасывающих и нагнетательных клапанов. В отличие от центробежных роторно-зубчатые насосы не могут работать при закрытой напорной задвижке и имеют предохранительные клапаны. Такие насосы применяются для перекачки масел и других нефтепродуктов при температуре до 80 и вязкости от 10 до 200Е. Изготовляются эти насосы производительностью от 0,3 до 200 м3/ч при давлении до 20 кг/см2. Буквы марки насоса означают: Р - роторно, З - зубчатый, а цифра при них подачу насоса в литрах за 100 оборотов вала (3; 4,5; 7,5...).
Техническая характеристика наиболее распространенных в экипировочном хозяйстве роторно-зубчатых насосов дана в табл. 51. Насос (рис. 83) состоит из корпуса 1, внутри рабочей полости, которого находятся ведомый 2 и ведущий 3 роторы, передней крышки 4 и опорной стойки 5, являющейся одновременно задней крышкой и станиной насоса.
Ротор насоса представляет собой стальную шестерню со спиральным зубом, изготовленную за одно целое с валом. Вал ведущего ротора вращается против часовой стрелки (если смотреть со стороны привода).
Бронзовые втулки-опоры скользящего трения 6 и 7 ведущего и ведомого роторов запрессованы в гнезда крышки и стойки и крепятся в них стопорными винтами 8. Торцы бортиков бронзовых втулок служат уплотняющими поверхностями. В нижней части опорной стойки имеется сборник 9 для жидкости, просачивающейся из сальников, и отверстие для спуска жидкости, закрываемое пробкой 10.
Для сброса избыточного давления и перепуска перекачиваемой жидкости из полости нагнетания в полость всасывания, когда давление в нагнетательном трубопроводе превышает нормально допустимое, имеется предохранительный перепускной клапан 11.
Наружный конец приводного вала при выходе из опорной стойки имеет сальниковое уплотнение, состоящее из нажимной чугунной крышки 12, трех резиновых манжет 13 и промежуточного стального кольца 14. При подтягивании сальника (двумя болтами) необходимо следить, чтобы не было перекоса, и плотность сальника была достаточной.
Для присоединения манометра и вакуумметра в крышке насоса имеются отверстия 15.
Подшипники и другие трущиеся части насоса смазываются перекачиваемой жидкостью. Насос является самовсасывающим, поэтому для первоначального его запуска требуется заполнить перекачиваемой жидкостью только корпус насоса. При пуске насоса после кратковременной остановки повторная заливка корпуса не требуется так как оставшаяся жидкость обеспечивает начало всасывания в первый момент.
Спуск жидкости из корпуса насоса в период продолжительных его остановок производится через сливное отверстие, закрываемое пробкой 16. Во время перекачки масла последнее следует спускать из корпуса только при низких температурах воздуха, когда оно может сильно загустеть в корпусе.
Увеличение числа оборотов этих насосов без согласия завода изготовителя не разрешается.
Вакуумные насосы
Для отсасывания воздуха из корпуса и всасывающего трубопровода перед пуском центробежных насосов, а также для отсасывания воздуха из коллекторов, сливных стояков и трубопроводов при сифонном самотечном сливе и зачистке применяются вакуумные насосы. Наибольшее распространение для этих целей получили консольные вакуумные насосы типов КВН-4, КВН-8 и водокольцевые вакуумные насосы типа РМК-2.
Техническая характеристика насосов этих типов приведена в табл. 52.
Консольно-вакуумный насос (рис. 84) относится к разряду водокольцевых вакуумных насосов. На валу насоса 1 с помощью шпонки 2 укрепляется крыльчатка 3, расположенная эксцентрично по отношению к корпусу 4 и крышке 5 насоса. Крыльчатка или рабочее колесо представляет собой бронзовый диск с двенадцатью лопатками 3а.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.