Топливно-смазочное хозяйство. Устройства для слива нефтепродуктов. Рекомендуемые температуры подогрева масел, страница 15

Присоединение вакуум-насоса, откачивающего воздух из корпуса центробежного насоса при его пуске и всасывающего трубопровода, производится к отверстию 18, закрываемому пробкой.

Для нормальной работы насосов важное значение имеет правильное устройство подвода всасывающей линии. Схемы присоединения к насосу всасывающего трубопровода показаны на рис. 80.

Самовсасывающие центробежные насосы

В последние годы в экипировочном хозяйстве начинают внедряться для подачи и перекачки дизельного топлива различные типы самовсасывающих насосов (СЦЛ-20-24, СВН-80, С-203, С-204 и др.). Типовым проектом экипировочных устройств, разработанным в 1957 г., насосы СЦЛ-20-24 применены для забора топлива из наземных резервуаров и подачи его на тепловозы.

Насосы С-20З и С-204 устанавливаются на передвижных тележках (в табл. 49 указаны габариты насосов с тележками).

Самовсасывающий насос СЦЛ-20-24(рис. 81) двухступенчатый, центробежно-вихревой. Первая ступень насоса (всасывающая) выполнена с центробежным 1, вторая (нагнетательная) с вихревым 2 колесами. В чугунном корпусе насоса 3 рабочий канал-улитка проходит от входного 4 к напорному 5 патрубку. Центробежное лопастное колесо одностороннего входа работает на всасывание в полости первой ступени 6, образуемой каналом и промежуточной крышкой 7. Между этой крышкой и крышкой корпуса 8 помещено вихревое колесо с фрезерованными пазами, образующими с каждой стороны перемычки 9 диска по 24 лопасти. Оба колеса закреплены на валу призматическими шпонками, а центробежное колесо еще и пружинящим кольцом 10. Вал насоса вращается в шарикоподшипниках 12 и 13, из которых подшипник 12 воспринимает осевое усилие.

Вал имеет уплотнение в корпусе входного патрубка и крышке насоса; конструкция обоих уплотнений аналогична. Обойма сальника уплотнения 14 помещена в корпус насоса с постановкой уплотнительной прокладки. В обойму вложены три резиновые манжеты 15 с прокладными кольцами 16. Эти манжеты сжаты гайкой через прокладное кольцо. Для спуска просачивающейся через сальник жидкости имеется спускное отверстие 17. При залитом корпусе насос работает как самовсасывающий. Для обеспечения самовсасывания насоса в начале его работы на напорном фланце корпуса устанавливается воздушный колпак 18. Смесь жидкости с воздухом в начале работы насоса отводится в колпак по воздухопроводу 19.

Для первоначального пуска корпус насоса следует залить перекачиваемой жидкостью. Тогда насос сможет откачать воздух, а затем засосет жидкость из всасывающего трубопровода и начнет нормальную перекачку. При кратковременных остановках насоса жидкость из него не выливается и тем самым обеспечивается всасывание насоса в первый момент его пуска. При продолжительных остановках жидкость из корпуса насоса следует удалить через сливное отверстие 20.

Вал насоса вращается против часовой стрелки (если смотреть со стороны привода) и присоединяется к электродвигателю эластичной муфтой.

Поршневые насосы

У поршневых насосов подача не связана с давлением нагнетания и практически остается постоянной даже при изменении давления нагнетания. Особенностью этих насосов является неравномерность всасывания и подачи (воздушные колпаки несколько уменьшают эту неравномерность).

Поршневые насосы в своем большинстве тихоходные; по сравнению с центробежными они имеют большие габариты, тяжелее и дороже стоят. Тем не менее, поршневые насосы получили широкое распространение. Это объясняется тем, что они обладают хорошей всасывающей способностью, устойчивы в работе при пере качке разнообразных по вязкости и температуре жидкостей, а это особенно важно в экипировочном хозяйстве. Кроме того, эти насосы очень просты по своей конструкции, обслуживанию, регулировке и могут обеспечивать небольшие подачи при весьма высоких напорах (специальные конструкции).

Независимость подачи от давления нагнетания, особенно при перекачке нефтепродуктов, изменяющих вязкость при подогреве, является большим достоинством этих насосов. Для перекачки дизельного топлива и масел с температурой до 1000 применяют паровые поршневые насосы типов ПНП и В.