Топливно-смазочное хозяйство. Устройства для слива нефтепродуктов. Рекомендуемые температуры подогрева масел, страница 3

РЕЗЕРВУАРЫ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА И МАСЕЛ

Для бесперебойного снабжения локомотивов в пунктах экипировки их должны быть созданы необходимые запасы дизельного топлива и масел.

Запасы для эксплуатационных нужд создаются в размере 30-суточного расхода; для депо, расположенных в районах налива жидкого топлива и смазок, запас может быть снижен до 15 суток.

Дизельное топливо в тепловозных депо хранится обычно в стальных цилиндрических вертикальных наземных резервуарах. В настоящее время ведутся работы по проектированию и опытному строительству железобетонных резервуаров для хранения дизельного топлива. Характеристика сварных вертикальных резервуаров, применяемых в тепловозных депо, приведена в табл. 35.

Промежуточные (нулевые) сливные резервуары бывают металлические или железобетонные. Емкость сливного резервуара обычно принимается равной от 2/3 до полной емкости партии (маршрута) цистерн, прибывающих на слив.

Хранение смазочных масел производится в наземных, полуподземных и заземленных резервуарах различной емкости.

В депо, переводимых на тепловозную и электрическую тягу с частичным приспособлением имеющихся устройств, часто для хранения масел используют котлы железнодорожных цистерн емкостью 25 и 50 т. На вновь строящихся складах для хранения масел сооружаются металлические или железобетонные резервуары.

Металлические сварные горизонтальные резервуары изготовляются по типовым чертежам, разработанным Государственным проектным институтом Проектстальконструкция и утвержденным Государственным Комитетом по делам строительства при Совете Министров СССР в 1953 г.

В табл. 36 приводятся показатели наиболее распространенных типоразмеров горизонтальных стальных резервуаров.

Количество и емкость резервуаров, потребных для хранения масел, выбираются в зависимости от суточного расхода и установленных размеров эксплуатационного запаса масел в данном пункте экипировки. В табл. 37 показана характеристика металлических резервуаров для хранения масел, применяемых в тепловозных депо.

Типовые проекты железобетонных резервуаров разработаны проектной организацией Гипронефть.

Резервуары емкостью 1000 м3 и выше изготовляются из мартеновской спокойной стали марки Ст.3, а емкостью 700 м3 и менее из спокойной мартеновской стали марок Ст.2 и СТ.0 с повышенными требованиями по механической прочности.

Высокий уровень сварочной техники позволяет в настоящее время изготовлять все вертикальные стальные резервуары, как правило, сварной конструкции; клепаные же резервуары встречаются только старой постройки.

Вертикальный резервуар (рис. 56) состоит из следующих основных элементов: днища 1, цилиндрической части или корпуса 2 и кровли 3; кровля опирается на металлические перекрытия 4. На резервуаре устанавливаются эксплуатационное и защитное оборудование, лестница и ограждающие поручни.

Резервуары обычно устанавливаются на песчаных, глинистых, скальных или полускальных грунтах. Сооружение оснований под резервуары, особенно большой емкости, как правило, должно вестись при плюсовой температуре наружного воздуха. Схема устройства оснований под резервуары показана на рис. 57. Размеры насыпной подушки зависят от качества грунта, емкости резервуара и условий его эксплуатации. Перед устройством насыпной подушки верхняя часть грунта с растительным покровом снимается, а площадка под основание тщательно разравнивается. На площадке вначале производится нижняя подсыпка 1 из грунтов, имеющихся на месте, слоями толщиной 15-20 см с тщательной их трамбовкой. Затем на эту часть площадки засыпается таким же порядком верхний слой 2 из песка средней крупности. Эта подушка поверху должна иметь конус 1,5% от центра к краям, откосы же подушки устраиваются с уклоном 1:1,5 и отмащиваются булыжником.