Топливно-смазочное хозяйство. Устройства для слива нефтепродуктов. Рекомендуемые температуры подогрева масел, страница 14

Рабочее колесо, являясь важнейшей деталью центробежного насоса, состоит из двух чугунных дисков, соединенных между собой направляющими лопатками; в центробежных насосах лопатки делаются загнутыми назад. Колеса могут быть с односторонним, как изображено на рисунке, или двусторонним входом жидкости. Вход жидкости в рабочее колесо осевой. Насаживается рабочее колесо на стальной вал и закрепляется на нем гайкой или шпонкой. Вал вращается против часовой стрелки, если смотреть на насос со стороны привода, в шарикоподшипниках, установленных в опорной стойке.

Насосы типов 1,5K-6, 2К-6 и 3К-9 имеют только один шарикоподшипник 5, второй опорой в этих насосах служит бронзовая грундбукса, запрессованная в корпус насоса. Шариковая опора смазывается консистентной смазкой (УТВ 1-13). Грундбукса же смазывается той жидкостью, которую перекачивает насос при проходе ее по каналу, соединяющему рабочую полость насоса с грундбуксой. В других насосах этой группы имеются два шарикоподшипника, как показано на рисунке; смазка их производится жидким маслом (индустриальное 20 или 30), заливаемым в корпус опорной стойки.               

Проходные отверстия для вала в корпусе уплотняются сальниками. Особенно важно обеспечить надежное уплотнение сальников при перекачке маловязких светлых нефтепродуктов. Сальник состоит из кольца 10, крышки 11, набивки 12 и кольца сальникового гидравлического уплотнения 13. Кольцо уплотнения у насосов 1,5К-6, 3К-9 и ряде других отлито за одно целое с втулкой грундбуксы.

Для уменьшения утечки жидкости из напорной части рабочего колеса во всасывающую через зазоры, имеющиеся в месте соприкосновения рабочего колеса и корпуса насоса, ставится специальное уплотнение рабочего колеса. Жидкость поступает в кольцо гидравлического уплотнения из корпуса через отверстие 14 или по специальной трубке. В ряде насосов встречается одностороннее уплотнение, образуемое кольцевым выступом на ободе рабочего колеса и защитноуплотняющим кольцом. На рисунке изображено двустороннее уплотнение защитно-уплотняющими кольцами 15 и 16.

При работе насоса необходимо периодически проверять состояние уплотнительных колец и при износе производить своевременно их замену. Для сальников следует применять мягкую хлопчатобумажную набивку, пропитанную маслом. Также допустимо применение набивки из очищенного мягкого льна, пропитанного маслом. Не рекомендуется применять для набивки сальников графитизированную асбестовую набивку и пеньку, так как они быстро затвердевают, что ведет к срабатыванию вала.

Набивочная плетенка должна наматываться на вал по направлению его вращения и быть такой длины, чтобы полностью заполнять всю полость сальника без добавления. При употреблении готовой хлопчатобумажной набивки ее укладывают отдельными кольцами со срезкой концов в стыках для достижения плотной пригонки их. В этом случае стык прикрывается неразрезанной частью соседнего кольца, т. е. укладка производится с разгонкой стыков. Подтягивать сальники необходимо так, чтобы не было перекосов нажимной грундбуксы и тем самым предупреждалось заедание вала насоса.

Необходимость смены набивки сальника определяется нажатием его: если нажатие ведает больше уплотнения, значит, набивку нужно сменить; это производится примерно через 25-30 суток непрерывной работы насоса.

При работе центробежного насоса возникает осевое давление, стремящееся сдвинуть рабочее колесо вдоль вала в сторону всасывания. Такое одностороннее давление уравновешивается разгрузкой колеса следующими путями: двусторонним впуском жидкости в рабочее колесо, устройством гидравлической пяты или устройством разгрузочных отверстий в рабочем колесе.

В насосах с двусторонним уплотнением для уравновешивания осевого давления задний диск колеса (по отношению к впуску жидкости) имеет около ступичной части сквозные отверстия 17. Эти отверстия при всех разборках насоса необходимо осматривать и прочищать.

В насосах с односторонним уплотнением (1,5К-6, 2К-6, 3К-9,4К-18 и др.) осевую силу воспринимает шарикоподшипник.