Сущность и функции планирования в системе управления. Содержание планирования, его функции и роль в управлении, страница 7

3 – по средствам: стратегические планы предусматривают цель и средства для достижения цели, т.е. они могут отвечать на вопрос чего хочет предприятие? Тактические планы ориентированы на поиск средств и отвечают на вопрос как предприятие может достичь цели?

Следует отметить, что тактические планы разработанные на более конкретной и обширной ин6формационной базе, менее субъективны, менее подвержены риску, более поддаются контролю и легче оцениваются, т.к. выражены в конкретных цифровых показателях.

Наличие различий между стратегическими и тактическими планами являются относительным, для решения целей необходимы оба вида планов. Они дополняют друг друга и на разных уровнях стратегические планы могут стать тактическими и наоборот.

2

Все разрабатываемые планы классифицируются:

1 - По длительности: стратегические, долговременные, текущие и оперативные.

Стратегические планы рассчитываются на 10-15 лет. В них формируется главная цель предприятия на перспективу, конкретные задачи привязанные по времени и ресурсам и общая стратегия поставленных целей. Перспективы предприятия определяют следующие виды стратегий:

а) стратегия ограниченного роста: Цели определяются от достигнутого уровня и корректируются на изменение условий. Применяется на предприятии со стабильной технологией, что снижает риск деятельности предприятия;

б) стратегия роста: Устанавливаются ежегодные значения превышений достигнутого развития, этого можно достичь двумя путями: через приобретение других предприятий (внешний рост) и расширение ассортимента выпускаемой продукции (внутренний рост). Применяется на предприятии с динамичным развитием и быстро меняющейся технологией.

в) стратегия сокращения: характерным является определение цели на уровне более низком, чем был достигнут в прошлом периоде. Применяется в случае ликвидации, отсечения лишнего, перепрофилирования, ликвидация не эффективных производств. Используется данная стратегия в случае, если предприятие имеет устойчивую тенденцию к ухудшению своей деятельности.

г) комбинированная стратегия

Долговременные планы разрабатываются на 3-5 лет, нацелены на решение отдельных проблем стратегии. Долговременный характер имеют инвестиции, направленные на создание новых подразделений, производств, мощностей. К долговременному плану можно отнести бизнес план.

Текущие планы – в них указываются все направления деятельности предприятия и работа функциональных подразделений на текущий год, они охватывают производство, сбыт, маркетинг, снабжение, исследование при необходимости, развитие персонала, финансовые итоги.

Оперативные планы – это детальные планы, в которых решаются конкретные вопросы деятельности предприятия. Они имеют узкую направленность и высокую степень детализации

2- По масштабу:

а) это единый, интегрированный план б) план охватывающий часть деятельности предприятия.

3

Бизнес план грамотно разработанный даёт возможность с максимальным эффектом решить проблему сочетания ограниченных финансовых, материальных, трудовых ресурсов с поставленными целями. БП излагается как стратегия деятельности, как подробное описание конкретных шагов, с указанием исполнителя и сроков исполнения.

БП позволяет:

- представить проблемы, связанные с определенной деятельностью;

- оценить конкурентную среду, путем просчета вариантов продаж, средних цен и прочие;

- оценить возможности предприятия для достижения поставленной цели.

БП содержит разделы, в которых даётся характеристика всех сторон деятельности.

1-й раздел: Резюме. В нём определяется сфера деятельности, за счёт каких средств, чем отличается данный продукт от конкурентов, кому его предлагать. Эта информация определяется на основе данных:

а) об объёме продаж;

б) о доходах;

в) о расходах;

г) о прибыли и рентабельности;

д) о сроках окупаемости вложенных средств.

Требования к резюме: простота, лаконичность в изложений, небольшой объем.

2-й раздел: Описание продукта или услуги.