Сущность и функции планирования в системе управления. Содержание планирования, его функции и роль в управлении, страница 26

При перевозке воздушным транспортом в событии первом из 40 случаев в 24 может быть получена прибыль 390 тыс. руб. В событии втором, прибыль в сумме 260 тыс. руб. в 15 из 50 случаев. Событие три, убыток 390 тыс. руб. в 5 случаях из 50.

При перевозке автомобильным транспортом: событие 1, прибыль 580 тыс. руб. в 10 случаях из 50;

событие 2: прибыль 390 тыс. руб. в 28 случаев из 40; событие 3 убыток 260 тыс. руб. в 2 случаях из 20.

При перевозке железнодорожным транспортом: событие 1: прибыль 780 тыс. руб. в 5 случаях из 50; событие 2: прибыль 580 тыс. руб. в 32 случаях из 40; событие 3: убыток 130 тыс. руб. в 3 случаях из 30.

Для выбора оптимального события необходимо определить условия транспортировки, если грузы перевозятся в условиях безрисковой зоны, то выбирается тот вид транспорта, который обеспечивает максимальную прибыль при различных событиях.

Если риск существует, то вероятность его наступления определяется величиной математического ожидания.

Максимальная прибыль 529 указывает на целесообразность доставки товара железнодорожным транспортом.

Затем, определяется абсолютное значение риска: из суммы максимального выигрыша вычитается выигрыш по каждому событию. Чем больше эта ризница, тем больше величина риска, оптимальность выбранного события должна подтверждаться минимальным значением этой разницы. Который рассчитывается умножением абсолютного значения разности на степень риска.

Абсолютный

риск 1

Абсолютный

риск 2

Абсолютный

риск 3

Среднее значение

Т1

780-390=390(0,6)

580-260=320(0,3)

-130-(-390)=260(0,1)

390*0,6+320*0,3+260*0,1=356

Т2

780-580=200(0,2)

580-390=190(0,7)

-130-(-260)=130(0,1)

186

Т3

0(0,1)

0(0,8)

0(0,1)

0

Таким образом расчеты подтверждают что минимальные расходы имеются при перевозки железнодорожным транспортом, если бы условия транспортировки были не благоприятными, то можно использовать для расчета риска способ минимакс.

Суть способа в том, что принимается такое решение по осуществлению деятельности, при котором величина риска принимает минимальное значение в самой неблагоприятной ситуации. Из этого минимального значения берется максимальное значение, которое и обосновывает оптимальность принятого решения. Это необходимо для того, чтобы избежать большего риска при выборе решения.

Среднее значение не всегда позволяет принять окончательное решение в пользу какого то значения, следовательно, возникает необходимость в расчете колеблемасти показателей, т.е. их отклонение от среднего значения. С этой целью используют инструменты статистических методов расчета риска: дисперсию, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации.

Установлена качественная оценка значения коэффициента вариации: до 10% - слабая колеблимость; от 10-25% - умеренная колеблимость; свыше 25% - высокая колеблимость.

Метод экспертных оценок – он отличается от статистического только методом сбора информации. Основан данный метод на мнениях опытных специалистов.

Метод целесообразности затрат – ориентирован на установление потенциала зон риска, для этого необходимо учесть влияние одного или сразу нескольких факторов вызывающих изменение затрат.

и облегчается адаптация предприятия к постоянно меняющимся условиям.

Эффективность применения ЭММ в планировании предполагает формирование рациональной информационной базы и выбор способа моделирования экономических процессов. Информационная база должна:

- отвечать потребностям пользователя данных для реализации функций планирования;

- адекватно отражать объективность планирования в любой момент времени;

- обеспечивать сопоставимость результатов показателей при многовариантных расчетах;