Сущность и функции планирования в системе управления. Содержание планирования, его функции и роль в управлении, страница 18

2- курс рубля по отношению к иностранной валюте который потребует корректировки в расчетах планов деятельности;

3- изменение процентных ставок за пользование кредитами;

4- возможные изменения в налогообложении;

5- возможные изменения в порядке формирования затрат и результатов деятельности.

Кроме общеэкономических прогнозов предприятию необходимо составлять и отраслевые прогнозы. В частности, необходим прогноз ситуации на рынке сбыта конкретной продукции, а также возможные изменения в ценах данного предприятия и предприятий конкурентов.

Предприятия обосновывая план производства продукции или услуг должно исходить из концепции или стратегии своего развития.

Концепция развития предприятия должна быть нацелена на определение основных направлений деятельности предприятия, путем обеспечения выживаемости и конкурентоспособности. Концепция может содержать следующие наиболее характерные разделы;

1- организационный раздел – в нём предусматриваются намечаемые изменения организационной структуры в зависимости от изменений условий деятельности. Все предполагаемые изменения должны быть нацелены на рост объемов деятельности;

2- раздел техники и технологии – рассматриваются направления технического развития предприятия, которые выступают фактором роста производства;

3- диверсификация деятельности предприятия, номенклатура и ассортимент продукции – в этом разделе определяется изменение состава и структуры продукции для устойчивого положения на рынке. Выделяются виды продукции по которым возможно сохранить прочные позиции и виды продукции, которые производить не целесообразно.

Все данные этих разделов концепции служат предпосылкой для формирования бизнес плана. Одним из разделов которого является объем производства и сбыта продукции или производственная программа предприятия. Основное требование к производственной программе: она должна быть ориентирована на гарантированный сбыт, поэтому обосновывается с двух позиций:

- определением потребности рынка;

- определение возможности предприятия.

Обоснование производственной программы начинается с определения общего спроса на рынке. Предприятие предусматривает влияние на этот спрос различных факторов: цена, качество, реклама, размер налогов, размер процентных ставок.

Учитывая, что предприятие использует различные ресурсы при определении объёмов деятельности: основной оборотный капитал, трудовые ресурсы – план производства может быть представлен в виде производной функции:

V = f (К*Тр)

К – капитал основной и оборотный

Тр – трудовые ресурсы

Использование данной функции предполагает различные сочетания капитала и трудовых ресурсов, пи этом должен быть достигнут одинаковый объем производства.

Данный метод применяется в том случае, если используется конкретная технология. Если уровень технологии в течение года меняется то и меняется соотношение параметров участвующих в производстве (меняется капитал, трудовые ресурсы). Если размеры производства являются мобильными (т.е. меняются в течение года) то в целях достижения оптимального объема производства предприятие может менять и затраты труда и капитала делая больший акцент на затраты живого труда.

Следует помнить, что за счет привлечения дополнительных работников не всегда можно увеличить объемы производства. Здесь начинает действовать закон убывающей отдачи.

Производственная программа может быть обоснованна и другими методами, в частности: оптимальный объем производства может быть рассчитан на основе показателей издержек производства (обращения) и прибыли:

При этом, оптимальным считается объем производства при котором сумма прибыли максимальная.

Объем производства можно рассчитать путем сопоставления придельных показателей доходов, издержек прибыли. Оптимальным является вариант, при котором придельные доходы больше придельных издержек и это превышение является максимальным.