4
Все виды планирования классифицируются по следующим признакам:
1) По степени обязательности:
- директивное планирование;
- индикативное планирование (рекомендательное).
2) По срокам составления:
- долгосрочные (> 5 лет)
- среднесрочные (до 5 лет)
- краткосрочные (текущие).
3) По содержанию
- стратегический план
- тактический план
- оперативно-календарные планы.
4) По методике составления:
- реактивное планирование – на опыте прошлого и рассматривает проблемы по отдельности;
- инактивные – опирается на настоящее положение фирмы, не предусматривает как возврат к прошлому, так и продвижение вперед;
- креативное планирование – ориентировано на прошлое, настоящее и будущее;
5) По области применения:
- целевое планирование;
- планирование средств;
- программное;
- планирование действий.
6) По степени охвата:
- общее планирование;
- частное планирование.
7) По степени учета изменения данных:
- жесткое планирование;
- гибкое планирование.
8) По глубине агрегирования:
- ограниченное определенными параметрами;
- детальное.
9) По очередности во времени:
- упорядоченное (последовательное);
- скользящее;
- внеочередное.
Факторы взаимодействующие на выбор видов планирования:
1) Обусловленные спецификой работы предприятия (сфера деятельности, концентрация капитала, роль сбыта в деятельности предприятия);
2) Факторы внешней среды:
- прямого воздействия;
- косвенного воздействия.
3) Обусловленные спецификой процесса планирования.
5
Индикативное планирование – на основе индикаторов или заданий.
Индикаторы – параметры, характеризующие состояние и развитие экономики и разрабатываются государственными органами управления.
В качестве индикаторов используются показатели объёма, структуры, динамика развития, эффективность экономики, состояние финансов, рынка ценных бумаг, занятости в ходе индикативного планирования необходимо дать экономическую оценку параметров и обеспечить их взаимоувязку и сбалансированность.
Индикативное планирование реализуется на следующих уровнях:
1) Макроэкономический – в виде разработанных государственными органами бюджетов, прогнозов, программ;
2) Региональный – в виде региональных бюджетов, прогнозов, программ;
3) Мезоэкономический – разработка корпоративных планов, прогнозов, программ развития отрасли;
4) Микроэкономический – в виде стратегических планов развития предприятия.
В ходе индикативного планирования разрабатывается концепция, которая включает стратегию развития и основные направления развития предприятия.
Этапы индикативного планирования:
1) Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период:
- получение достоверных данных -/+ в деятельности предприятия.
В процессе анализа оценивают производственный и финансовый потенциал предприятия, выявляют положительные и отрицательные стороны развития. Факторы их определяющие с целью получения максимально возможных производственных результатов.
2) Формирование концепции развития предприятия. При этом используются следующие методы:
- факторный
- трендовый
- нормативный
- генетический (ресурсный).
3) Разработка индикативных планов;
4) Разработка тактических планов;
5) Определяется отражение развития индикативного плана, оцениваются возможности его реализации, необходимость корректировки. В случае отсутствия возможности корректировки, разрабатывается сценарий будущего развития предприятия.
6) Контроль за использованием разработанных планов. При этом определяется отклонение факта от плана, которые группируются следующим образом:
- положительные;
- отрицательные;
- допустимые;
- отрицально-критические
По результатам которой рассчитываются факторы, выявляются ответственные лица.
Тема 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
1. Принципы планирования
2. Методы планирования: а) инициативный; б) формализование.
1
Принципы:
1) необходимость (собирательность) применения плана в любой сфере деятельности;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.