Сущность и функции планирования в системе управления. Содержание планирования, его функции и роль в управлении, страница 5

Организация планирования направлена планомерное  сочетание следующих элементов системы планирования:

1-й элемент – плановый персонал. Включает всех специалистов выполняющих функции планирования.

Возрастание роли плановых работников обусловлено:

а) возрастанием инвестиционного и наукоёмкого характера производства;

б) усилением роли конкуренции по качеству и научно-техническому уровню продукции;

в) усилением характера коллективного труда в связи с осложнением техники и технологии и повышением значимости творческого труда работников.

2-й элемент – механизм планирования – совокупность методов и средств с помощью которых принимаются плановые решения. Он отражает внутренние содержание системы планирования и включает:

а) аппарат для разработки целей и задач деятельности предприятия;

б) функции планирования;

в) методы планирования;

3-й элемент – процесс планирования. Представляет собой определенную технологию планирования, последовательность работ, выполняемых при составлении плана.

4-й элемент – средства, обеспечивающие процесс планирования. Они позволяют автоматизировать технологию планирования от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Средства включают в себя:

- техническое обеспечение, информационное, программное, лингвистическое, совокупность всех средств позволяет создать автоматизированную систему расчетов.

2

Технология планирования выделяет следующие этапы:

1- Определение целей планирования.

Они должны быть конкретными, соизмеримыми, ориентированными во времени и достижимыми.

Выделяются в несколько групп цели планирования:

1) прибыльность, выражается в доходах на ивестиционный капитал, прибыль, уровень рентабельности, размер дивидендов на акции.

2) Рынки отражают долю на рынке, объём и структуру продаж в стоимостном и натуральных показателях, рыночную нишу;

3) эффективность отражает затраты на единицу продукции (труда и капитала);

4) продукция, показатели объёмов производства или продаж, либо одного вида продукции, либо всего ассортимента продукции и структурные показатели.

5) финансовые ресурсы – показатели структуры капитала, движение денежной наличности, оборотного капитала, период инкассации и выплаты дивидендов;

6) производственные мощности – показатели величины основного капитала и постоянных затрат;

7) исследование и внедрение новшеств;

8) организация отражает изменения в структуре предприятия;

9) человеческие ресурсы: потребности в них, источники покрытия этой потребности и показатели эффективности их использования;

10) социальная ответственность.

2- Анализ проблем.

Определяется ситуация на момент формирования плана, оценивается внутренняя и внешняя среда деятельности.

3- Поиск альтернатив.

Среди возможных путей решения проблемы необходимо определить следующие параметры:

а) объект планирования;

б) горизонты планирования;

в) средства планирования;

г) ответственные лица;

д) согласованность.

4- Прогнозирование.

5 – Оценка, проводятся оптимизирующие расчеты по выбору наилучшей альтернативы, адекватно поставленной цели.

6- Принятие решения и постановка планового задания включает:

а) планирование снизу-вверх (прогрессивное);

б) планирование сверху-вниз (ретроградное);

в) круговое планирование (встречное) направлено на объединение пунктов а и б, выбирается наилучший вариант плана.

3

Плановые органы функционируют в форме определенной организационной структуры.

Организационная структура – установление количества необходимого планового персонала и распределение его по подразделениям аппарата управления.

Организационная структура определяет состав плановых органов, регламентирует линейные, функциональные и информационные связи между плановыми работниками и подразделениями, устанавливают их права и обязанности, контролируют исполнение этих обязанностей.

Организационная структура планирования зависит от:

1) степени специализации производства;

2) степени массовости производства;