Избранные вопросы по пульмонологии детского возраста: Монография, страница 2

Современные достижения медицины способствовали изменению клинического течения многих болезней. Научно-технический прогресс вооружил врача новыми диагностическими возможностями. И тем не менее центральной фигурой в диагностическом процессе  остается врач, а современные методы обследования лишь помогают ему правильно установить диагноз и провести рациональную терапию той или иной патологии.

В настоящее время в педиатрии сформировался крупный раздел – пульмонология детского возраста.

Название этой отрасли – пульмонология, по мнению Н.В. Путова, не вполне корректно составленное из латинского и греческого корней,  достаточно прочно вошло  в отечественную медицинскую литературу и применяется за рубежом.

В современном словаре иностранных слов дается определение пульмонологии – лат. Риlmo-легкое + Logos-наука – раздел медицины,  изучающей строение, функции и заболевание легких, бронхов, плевры, разрабатывающий методы профилактики и лечение этих заболеваний. Круг задач, которыми занимается  пульмонология, в настоящее время требует  уточнения. Пульмонология, как учение о легких вообще, в клиническом понимании должна включать всю легочную патологию, изучение которой невозможно без знаний эмбриогенеза, анатомо-физиологических особенностей строения всех органов дыхательной системы ребенка. Клинические наблюдения больных, обогащенные инструментальными методами функциональных исследований, бронхологии, компьютерной  томографии, радионуклидной диагностики, иммунологии позволяет  дифференцировать различные формы острых и хронических болезней респираторного тракта и легких.

При всей ценности перечисленных методов исследования, знания клиники заболеваний, семиотики основных синдромов поражения органов дыхания позволяет врачу  поставить предварительный  диагноз, предположить этиологию и наметить пути уточнения диагноза.

Особенности  заболеваний органов дыхания у детей связаны с возрастом, полом, временем года, географическими, социально-экономическими условиями и расовой принадлежностью (Берман Р.Е., Воган В.К., 1993).

Исходя из этого тезиса, следует рассматривать все проблемы  респираторной патологии детей, как наиболее часто-встречающихся в практике врача педиатра.

При написании этой книги автор опирался на собственный педагогический и клинический опыт и результаты совместной работы с врачами республиканской детской клинической больницы, детских поликлиник № 4 и № 8 г.Уфы, центральных и  городских клинических больниц Республики Башкортостан.

Особую признательность автор выражает рецензенту – зав. кафедрой госпитальной педиатрии, доктору мед. наук, профессору, академику РАЕН Эльзе Набиахметовне Ахмадеевой, чьи замечания существенно дополнили содержание монографии.

Все критические замечания и пожелания будут приняты автором с благодарностью.

                                                 Р.Ф.Гатиятуллин

1. Анатомо-физиологические особенности органов

дыхания у детей. Критерии и методы оценки

внешнего дыхания

В этой главе нам предстоит рассмотреть несколько основных вопросов  - это эмбриогенез органов дыхания, анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей различного возраста, их роль в развитии патологии, рассмотреть вопросы физиологии внешнего дыхания.

Проблема патологии органов дыхания у детей чрезвычайно актуальна. Заболеваемость респираторного тракта остается очень высокой. Изменившаяся среда обитания, неблагоприятные экологические условия, активная урбанизация последних лет привели к росту врожденных пороков  развития органов дыхательной системы.

Эмбриогенез органов дыхания. Закладка органов дыхания у эмбриона  происходит рано - в начале четвертой недели эмбриогенеза. Так,   полость  носа развивается из эктодермы первичной ротовой полости путем деления последней небными выростами. На 3-4 неделе  из верхней части вентральной стенки передней кишки образуются  гортань и трахея. Нижняя часть выпячивания  при делении дает начало правому и левому бронху. В период от 8-12 недели происходит процесс формирования  бронхиального дерева. Полые трубки становятся складчатыми, выстилаются  цилиндрическими эпителиоцитами. Окружающая мезенхима создает слой  мышечной ткани и хрящевой остов. Соединительнотканные структуры бронхов, эласто-коллагеновые элементы альвеол   являются основой междольковой соединительной ткани.

Мезенхима – это ткань зародыша, из которой образуется и нервная ткань легких, и кровеносная сеть сосудов. Из висцерального и париетального листков спланхнотома образуется плевра.

С 16 – ой недели начинается реканализация бронхов. С 24 - ой недели образуются ацинусы. Формирование просвета бронхов связано с этапом реканализации за счет образования желез в бронхиальном  дереве.

Процесс формирования ацинусов, развития   альвеол и альвеолярных ходов начинается с 24-26 – ой недели внутриутробного развития и не заканчивается  полностью в конце беременности.  Ацинусы – это спавшиеся пузырьки с толстыми стенками, заполненные железистым секретом с низким удельным весом, который всасывается в кровь новорожденного сразу после рождения и установление регулярного дыхания.

Внутренняя поверхность альвеол покрыта сурфактантом, в образовании которого участвуют ферменты метил - и фосфохолинтрансфераза, которые начинают синтезироваться  только на 24-26 - ой неделе фетального периода, их дефицит у недоношенных  детей является   основной причиной респираторного дистресс-синдрома.

Болезни матери в ранние сроки беременности при неблагоприятном воздействии внешних факторов могут привести к развитию  врожденных аномалий и пороков дыхательных  путей и легких.

Пороки развития легких.

Выдающийся отечественный ученый А.И.Абрикосов все  врожденные пороки развития подразделил на: 1) агенезии – полное отсутствие  органа; 2) гипогенезии - его недоразвитие; 3) персистенции – сохранение эмбриональных образований, которые должны были исчезнуть к рождению; 4) дистопии – нарушения нормального местоположения  органа.