Современные достижения медицины способствовали изменению клинического течения многих болезней. Научно-технический прогресс вооружил врача новыми диагностическими возможностями. И тем не менее центральной фигурой в диагностическом процессе остается врач, а современные методы обследования лишь помогают ему правильно установить диагноз и провести рациональную терапию той или иной патологии.
В настоящее время в педиатрии сформировался крупный раздел – пульмонология детского возраста.
Название этой отрасли – пульмонология, по мнению Н.В. Путова, не вполне корректно составленное из латинского и греческого корней, достаточно прочно вошло в отечественную медицинскую литературу и применяется за рубежом.
В современном словаре иностранных слов дается определение пульмонологии – лат. Риlmo-легкое + Logos-наука – раздел медицины, изучающей строение, функции и заболевание легких, бронхов, плевры, разрабатывающий методы профилактики и лечение этих заболеваний. Круг задач, которыми занимается пульмонология, в настоящее время требует уточнения. Пульмонология, как учение о легких вообще, в клиническом понимании должна включать всю легочную патологию, изучение которой невозможно без знаний эмбриогенеза, анатомо-физиологических особенностей строения всех органов дыхательной системы ребенка. Клинические наблюдения больных, обогащенные инструментальными методами функциональных исследований, бронхологии, компьютерной томографии, радионуклидной диагностики, иммунологии позволяет дифференцировать различные формы острых и хронических болезней респираторного тракта и легких.
При всей ценности перечисленных методов исследования, знания клиники заболеваний, семиотики основных синдромов поражения органов дыхания позволяет врачу поставить предварительный диагноз, предположить этиологию и наметить пути уточнения диагноза.
Особенности заболеваний органов дыхания у детей связаны с возрастом, полом, временем года, географическими, социально-экономическими условиями и расовой принадлежностью (Берман Р.Е., Воган В.К., 1993).
Исходя из этого тезиса, следует рассматривать все проблемы респираторной патологии детей, как наиболее часто-встречающихся в практике врача педиатра.
При написании этой книги автор опирался на собственный педагогический и клинический опыт и результаты совместной работы с врачами республиканской детской клинической больницы, детских поликлиник № 4 и № 8 г.Уфы, центральных и городских клинических больниц Республики Башкортостан.
Особую признательность автор выражает рецензенту – зав. кафедрой госпитальной педиатрии, доктору мед. наук, профессору, академику РАЕН Эльзе Набиахметовне Ахмадеевой, чьи замечания существенно дополнили содержание монографии.
Все критические замечания и пожелания будут приняты автором с благодарностью.
Р.Ф.Гатиятуллин
1. Анатомо-физиологические особенности органов
дыхания у детей. Критерии и методы оценки
внешнего дыхания
В этой главе нам предстоит рассмотреть несколько основных вопросов - это эмбриогенез органов дыхания, анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей различного возраста, их роль в развитии патологии, рассмотреть вопросы физиологии внешнего дыхания.
Проблема патологии органов дыхания у детей чрезвычайно актуальна. Заболеваемость респираторного тракта остается очень высокой. Изменившаяся среда обитания, неблагоприятные экологические условия, активная урбанизация последних лет привели к росту врожденных пороков развития органов дыхательной системы.
Эмбриогенез органов дыхания. Закладка органов дыхания у эмбриона происходит рано - в начале четвертой недели эмбриогенеза. Так, полость носа развивается из эктодермы первичной ротовой полости путем деления последней небными выростами. На 3-4 неделе из верхней части вентральной стенки передней кишки образуются гортань и трахея. Нижняя часть выпячивания при делении дает начало правому и левому бронху. В период от 8-12 недели происходит процесс формирования бронхиального дерева. Полые трубки становятся складчатыми, выстилаются цилиндрическими эпителиоцитами. Окружающая мезенхима создает слой мышечной ткани и хрящевой остов. Соединительнотканные структуры бронхов, эласто-коллагеновые элементы альвеол являются основой междольковой соединительной ткани.
Мезенхима – это ткань зародыша, из которой образуется и нервная ткань легких, и кровеносная сеть сосудов. Из висцерального и париетального листков спланхнотома образуется плевра.
С 16 – ой недели начинается реканализация бронхов. С 24 - ой недели образуются ацинусы. Формирование просвета бронхов связано с этапом реканализации за счет образования желез в бронхиальном дереве.
Процесс формирования ацинусов, развития альвеол и альвеолярных ходов начинается с 24-26 – ой недели внутриутробного развития и не заканчивается полностью в конце беременности. Ацинусы – это спавшиеся пузырьки с толстыми стенками, заполненные железистым секретом с низким удельным весом, который всасывается в кровь новорожденного сразу после рождения и установление регулярного дыхания.
Внутренняя поверхность альвеол покрыта сурфактантом, в образовании которого участвуют ферменты метил - и фосфохолинтрансфераза, которые начинают синтезироваться только на 24-26 - ой неделе фетального периода, их дефицит у недоношенных детей является основной причиной респираторного дистресс-синдрома.
Болезни матери в ранние сроки беременности при неблагоприятном воздействии внешних факторов могут привести к развитию врожденных аномалий и пороков дыхательных путей и легких.
Пороки развития легких.
Выдающийся отечественный ученый А.И.Абрикосов все врожденные пороки развития подразделил на: 1) агенезии – полное отсутствие органа; 2) гипогенезии - его недоразвитие; 3) персистенции – сохранение эмбриональных образований, которые должны были исчезнуть к рождению; 4) дистопии – нарушения нормального местоположения органа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.