Учитывая то, что инфекционные поражения органов дыхания у детей являются очень контагиозными, так как вызываются вирусами и микробами и их ассоциациями, то необходимо особое внимание обратить на собирание эпидемиологического анамнеза, выяснение контактов ребенка с больными взрослыми и детьми дома и в детских коллективах, в лечебных учреждениях. Учитывая важную социальную зависимость для общества заболеваемости туберкулезом, необходимо тщательно расспросить о возможных контактах с больными этим заболеванием.
При сборе анамнеза обращают внимание на наличие хронических очагов воспаления. Так, у детей раннего возраста важную роль в генезе пневмонии и ее осложнений имеет наличие гнойных очагов инфекции в различных органах и сопутствующие заболевания, такие как отит, омфалит, коньюктивит, стрептодермия.
Особое значение в развитии болезней органов дыхания имеет возраст ребенка и соответствующий ему преморбидный фон (анемия, рахит, гипотрофия, аномалии конституции, гиповитаминозы). Чем меньше ребенок, тем ниже у него развиты адаптационно-защитные механизмы и тем чаще наблюдаются срывы в виде дезадаптационного синдрома.
Учитывая то, что заболевание может быть наследственно обусловленным необходимо обратить внимание на ряд общих признаков, характерных для них :
- проявление болезни сразу после рождения или в первые месяцы жизни ребенка;
- семейный характер заболевания (наличие больных в семье с пороками развития);
- если заболевание сразу принимает хроническое течение, часто обостряется, плохо лечится;
- отставание ребенка в физическом и нервно-психическом развитии, быстрая утомляемость;
- стигмы дизэмбриогенеза;
- "упорный" кашель, деформация грудной клетки, акроцианоз, симптом "барабанных палочек" и "часовых стекол".
Анамнез жизни ребенка имеет исключительное значение для распознавания природы респираторной патологии.
Сбор анамнеза жизни ребенка осуществляется по принципу – чем меньше возраст ребенка, тем более подробно собирается анамнез предшествующего периода жизни. Для детей раннего возраста важное значение имеют сведения о течении беременности, родов, неонатального периода. Заболевания матери во время беременности, применявшееся лечение, гестозы, недонашивание беременности, осложненное течение родов, асфиксия в родах могут быть фоном для развития респираторной патологии у новорожденного, причиной поражения ЦНС, отставания в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, создавать условия для внутриутробной пневмонии, порокам развития органов дыхательной системы.
При сборе анамнеза жизни выявляются наследственная предрасположенность к аллергическим заболеваниям у близких родственников, наличие бронхиальной астмы, пищевой аллергии других заболеваний.
Изучая историю жизни больного, выясняют условия быта семьи, вредные привычки у родителей (табакокурение, употребление алкоголя), собирают сведения о перенесенных ранее заболеваниях, о возможном попадании инородного тела в дыхательные пути.
Анализируются данные о климатических условиях, в которых рос и развивался ребенок, состоянии экологии в данной местности, наличие повышенной метеочувствительности больного и его близких родственников.
Лучшим методом сбора анамнеза является представление возможности родителям высказывать свое мнение по существу заболевания и об особенностях самого ребенка.
Детям старшего возраста и родителям важно задавать понятные, конкретные вопросы простыми словами.
2.4. Объективные методы исследования больного
2.4.1. Осмотр больного
Патологические признаки, выявленные при объективном обследовании, в сочетании с хорошо собранным анамнезом обеспечивают в большинстве случаев постановку диагноза заболевания.
Объективное обследование детей раннего возраста всегда затруднительно и требует определенных навыков и умений по преодолению психологической несовместимости между маленьким ребенком и посторонним человеком, которым является врач.
Педиатр должен войти в доверие больного ребенка. Проводить обследование необходимо внимательно, неторопливо, замедленно, иногда в форме игры. Маленьких детей нужно осматривать терпеливо и ласково.
Врач должен заслужить доверие родителей. Если педиатр во время осмотра общается с родителями и объясняет сущность заболевания, детально знакомит с симптомами болезни и их значением, это дает основание родителям верить врачу.
Правила общего осмотра: теплое помещение, раздевание ребенка до трусиков, детей грудного возраста осматривают без одежды. Детей раннего возраста, дошкольников и младших школьников лучше осматривать только при родителях, а подросткам, наоборот, импонирует осмотр без посторонних людей, в том числе и родителей, так как подчеркивает их самостоятельность. Осмотр больного начинают уже в процессе сбора анамнеза, обращают внимание на положение больного. Так состояние ортопноэ (вынужденное сидящее положение из-за выраженной одышки) типично для больных с бронхообструктивным синдромом (бронхиальная астма, синдром Хаммена-Рича, муковисцидоз). При деструктивной пневмонии, плеврите, больной лежит на боку, соответствующей стороне поражения для уменьшения болевого синдрома, связанного с трением плевры.
Общий осмотр начинают с оценки цвета кожных покровов. Обращают внимание на наличие цианоза и акроцианоза. Усиление цианоза кожи и слизистых оболочек наблюдается при дыхательной недостаточности. Цианоз усиливается у детей при плаче и физической нагрузке.
При стафиллококковой деструкции легких кожа приобретает серовато-землистый цвет. При хронической пневмонии с бронхоэктазами наблюдается сочетание акроцианоза с симптомами "барабанных палочек" и "часовых стекол". Эти симптомы объясняются снижением насыщения артериальной крови кислородом и падением концентрации оксигемоглобина .
Общий осмотр начинают с лица, затем осматривают грудную клетку. При осмотре лица обращают внимание на то, как дышит ребенок – через рот или через нос. Уточняют характер выделений из носа, наблюдается ли раздувание крыльев носа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.