Избранные вопросы по пульмонологии детского возраста: Монография, страница 14

Врожденные аномалии развития грудной клетки приводят к образованию вдавления в виде воронки в нижней части грудины, у ребенка формируется так называемая "грудь сапожника".

Выделяют следующие патологические варианты строения грудной клетки:

-  эмфизематозная (пример: бронхиальная астма);

-  паралитическая ( пример: хроническая пневмония);

-  воронкообразная (пример: врожденные аномалии грудины);

-  рахитическая (пример: рахит);

-  ассиметричная (пример: экссудативный плеврит);

-  сколиотическая (пример: туберкулез  позвоночника);

При осмотре ребенка обращают внимание на симметричность грудной клетки и ее экскурсию. При экссудативном плеврите, хронической пневмонии с бронхоэктазами с односторонней локализацией процесса возможно отставание одной половины грудной клетки в акте дыхания. Важно обратить внимание на расположение лопаток и ключиц на состояние межреберий и их участие в дыхательных движениях.

У здоровых детей респирные движения ребер и диафрагмы характеризуются  правильным ритмом, равномерностью амплитуды и соответствующей возрасту ребенка частотой.

Существуют различные варианты дыхательных нарушений,  которые могут быть обусловлены как патологией органов дыхания, так и заболеваниями других органов и систем. Различают физиологическое (игры, жаркое время года) и патологическое учащение дыхания. Последние бывают более стойкими и длительными (примеры: лихорадка, пневмония, анемия, миокардит, тиреотоксикоз).

В норме урежение дыхания у детей наблюдается только во сне. Патологическое урежение дыхания указывает на тяжелую степень гипоксии мозга, гиперкапнию и резкое нарушение обмена веществ (пример: уремия, отравление  наркотиками и снотворными, печеночная кома, терминальная стадия стеноза гортани и дистресс-синдрома).

Под глубиной дыхания понимают объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха при обычном состоянии. Чем меньше ребенок, тем меньше глубина дыхания.

Различают:

1.  Патологическое поверхностное дыхание, вдох и выдох равны, но они укорочены (пример: пневмония, плеврит, перитонит).

2.  Физиологическое повехностное дыхание (примеры: спортсмены, дети раннего возраста - новорожденные)

3.  Патологическое углубленное дыхание наблюдается при перевозбуждении  дыхательного центра в результате интоксикации, ацидоза (примеры: диабетическая кома, кетоацидоз,  дыхание Куссмауля, энтеральный токсикоз, гипотрофия III степени).

Следствием несовершенства регуляции механизмов дыхания у детей раннего возраста объясняется физиологическая лабильность ритма дыхания.  Ритмичное с одинаковой глубиной и продолжительностью фазы вдоха и выдоха дыхание устанавливается у детей старше двух лет.

К расстройствам ритма дыхания относятся  патологические типы дыхания – дыхание Биотта (примеры: менингит, менингоэнцефалит, кровоизлияние в мозг); дыхание Чейн-Стокса (при ВПС в стадию декомпенсации;  при уремии, опухоли головного мозга, тяжелых интоксикациях); дыхание Грокко (пример: агональное состояние при базальном менингите, абсцессе мозга, диабетическая кома). (Рис.5)

В процессе осмотра больного обращают внимание на участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, выявляют признаки одышки и определяют  ее вид.

Одышка – сложное нарушение дыхания, обусловленное следующими  факторами:

-  химические (гипоксия, гиперкапния,  ацидоз);

-  рефлекторные  (нарушение рефлекса Геринга);

-  мозговые (состояние дыхательного и сердечно-сосудистого центра);

Различают три вида одышки:  инспираторную, экспираторную исмешанную. Инспираторная одышка, как уже было сказано ранее, наблюдается  при нарушении дыхания через верхние отделы дыхательных путей (нос, глотку, гортань) и трахею, характеризуется  удлиненным вдохом, углублением и урежением дыхания.

Экспираторная  одышка является следствием  сужения или обтурации нижних дыхательных путей  - чаще всего мелких бронхов и бронхиол и характеризуется  затрудненным выдохом (пример: бронхиолит, бронхиальная астма, туберкулезный бронхоаденит).

Смешанная одышка (инспираторная-экспираторная) сопровождается  затруднением вдоха и выдоха (пример:пневмония, бронхит, муковисцидоз, пневмоторакс, сердечная  недостаточность, метеоризм, асцит).

Необходимо также обратить внимание на наличие стридора.

Под стридором понимают дыхательный шум, который возникает при прохождении воздушного потока через суженный участок дыхательных путей. Стридор  указывает всегда на сужение  дыхательных путей.  Стридор характеризуется  грубым, вибрирующим, всхрапывающим шумом. Стридор бывает инспираторный, экспираторный и смешанный. Инспираторный стридор, связан с сужением голосовой щели и  отдельных участков верхних дыхательных путей расположенных выше  (пример: стенозы хоан,  сифилитический ринит новорожденных; флегмонозный эпиглотит, гриппозный  ложный круп.

Экспираторный стридор наблюдается при поражении нижних дыхательных путей (пример: бронхиальная астма, инородное тело бронха, туберкулезный бронхоаденит).

Смешанный стридор указывает на патологию голосового аппарата и трахеи  (пример: зоб, ларинготрахеит или ложный круп, дифтерия гортани).

2.4.2. Пальпация грудной клетки

Этот метод клинического  обследования дополняет сведения, полученные в результате осмотра. Хотя необходимо признать и то, что сам метод в педиатрической практике дает ограниченную диагностическую информацию, особенно о состоянии органов дыхания,которые прикрыты костно-мышечным каркасом грудной клетки.

С помощью пальпации можно установить резистентность и болезненность некоторых отделов грудной клетки, определить голосовое дрожание, оценить отечность и выбухание межреберных промежутков, обнаружить крепитацию при подкожной эмфиземе, смещение ребер при их переломах, реберные четки при рахите.

Пальпация грудной клетки здорового ребенка дает ощущение ее эластичности, податливости. Резистентность грудной клетки определяют обеими руками, которые накладывают симметрично спереди и сзади.