4) Единство системы государственной власти – государственная власть на уровне федерации и субъектов федерации формируется на основе единых принципов. Важнейший – принцип разделения властей. Система организации государственной власти в субъектах в значительной степени воспроизводит систему государственной власти, которая существует на уровне федеральном со своими особенностями. Единство системы исполнительной власти. Единство существует не во всех случаях, а только в части исключительного ведения РФ, а также полномочий РФ. Чтобы существовала возможность легитимного вовлечения органов исполнительной власти субъектов в решение общегосударственных задач. Допускается передача части полномочий с федеральных органов к региональным, что позволяет осуществлять контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов.
5) Ассиметричный характер РФ – раньше понималась разностатусность и разный объем полномочий республик и других субъектов. Сейчас же никаких особенностей у республик нет, которые бы позволили их считать субъектами особого рода. Сейчас - наличие таких субъектов федерации как автономные округа (могут входить в состав областей или краев), а их органы власти имеют меньше полномочий, чем у других. Однако существует тенденция к их объединению с субъектами, в которые они входят. То есть стремление к симметрии. Хотя есть точки зрения, что все федерации ассиметричны. Особенности у калининградской области. Но на симметрию повлиять не должно.
6) Равноправия субъектов федерации. Равноправие - имеется в виду единство критериев взаимоотношений федерации с субъектами. ФЗ «об общих принципах организации законодательных (представительны) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
7) Принцип разграничения предметов ведения и полномочий. Предмет ведения – сфера общественных отношений, подлежащая правовому регулированию на том или ином (определенном территориальном) уровне публичной власти. Полномочия – права и обязанности. С точки зрения классической теории административного права полномочия может иметь только орган. Однако конституция и федеральный законодатель употребляют термин «полномочие» не только по отношению к органу, но и к публичному территориальному образованию. Компетенция – совокупность полномочий органа или территориального образования. Компетенция реализуется через полномочия. В большинстве федеративных государств разграничение предметов ведения разрешается на уровне конституции. Сама конституция допускает договоры о разграничении предметов ведения. Однако ФЗ «об общих принципах…» не допускает разграничения полномочий на основании договора. Полномочия разграничиваются 2-мя основными способами: а) в соответствии с ФЗ «об общих принципах…» (ранее разграничивались и в соответствующих отраслевых законах) – разграничение по принципу финансирования полномочий; б) на основании договоров (заключаются только в том случае, если у субъекта федерации имеются экономические, географические, климатические и иные особенности, которые требуют иного регулирования, чем установлено в ФЗ, т.е. федерация должна сама признать этот факт. Однако сейчас, например, с крайнем севером договор не заключили, но просто регулируют отношения иначе. Субъекты договора не органы, а публично территориальные образования) и соглашений (полномочия не разграничиваются, а передаются от одного органа другому, как правило, на временной основе). Существуют еще федеративный договор о разграничении полномочий, который фактически не применяется.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.