Порядок формирования избирательных комиссий. Полномочия избирательных комиссий, страница 23

5)  Полномочия в сфере государственного строительства: назначение даты выборов президента

6)  Чрезвычайные: отрешение президента от должности, утверждение указа президента о введении военного, чрезвычайного положения и решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами РФ.

Полномочия ГД.

Кадровые:

1)  дача согласия президенту на назначения на должность председателя правительства.

2)  Назначение и освобождение – председателя счетной палаты с половиной аудиторов

3)  Уполномоченного по правам человека

Чрезвычайные:

1)  решение вопроса о доверии правительству

2)  выдвижение обвинения против президента для его отрешения от должности

3)  объявление амнистии

По вопросам, отнесенным к ведениям палат, каждая принимает постановления большинством от общего числа депутатов палат. Конституцией предусмотрены исключения из этого правила. Вопросы, связанные с отрешением президента от должности и выдвижения обвинения принимается 2/3 каждой палаты.

Вопросы организации работы каждой из палат регулируются регламентом каждой из палат. В них регулируется законодательный процесс и вопросы, касающиеся внутренней организации каждой из палат.

Законотворческий процесс можно разделить на последовательно сменяющие друг друга стадии:

1)  стадия законодательной инициативы. Право законодательной инициативы есть у органов, относящихся ко все трем ветвям власти.

a.  Прежде всего – президент.

b.  Депутаты государственной думы и члены совета федераций (каждый в отдельности). Могут реализовывать как индивидуально, так и коллективно.

c.  Субъектом права законодательной инициативы является СФ в целом, т.к. законопроекты вносятся в ГД и сама в себя она предложения не вносит. Предложение СФ в целом учитывается как согласованная позиция целой палаты.

d.  Право законодательной инициативы у законодательных органов субъектов – обеспечивает участие региональных властей в законодательном процессе федерации (исполнительный орган таким правом не обладает).

e.  Правительство РФ (д.б. согласованная позиция органов исполнительной власти в целом и не было взаимоисключающих проектов).

f.  Высшие суды РФ по вопросам, относящимся к их ведению (в узком смысле). Процессуальные законы, статус судей, органы судейского сообщества.

В ГД вносится комплект документов. Законопроект должен быть выполнен по правилам юридической техники и русского языка. Должно быть деление на статьи. Следует приложить пояснительную записку – обосновывает необходимость принятия закона. Нужна для того, чтобы лицо не сведущее в области могло понять цели, основное содержание, целесообразность закона. Необходимо приложить перечень нормативных актов федерального уровня, в которые нужно внести изменения, в следствии принятия закона. Следует приложить финансово-экономическое обоснование проекта (если затрагивает финансовую сферу, требует выделения средств из федерального бюджета).

Финансовые законопроекты 9о введении и отмене налогов, налоговых льготах, госзаймов, изменении финансовых обязательств и иные законы предусматривающие расход средств за счет средств федерального бюджета должны вносится в ГД только при наличии заключения правительства. Наличие отрицательного заключение правительства не исключает возможность принятия такого закона.

2)  предварительное рассмотрение закона в ГД. Законопроекту присваивается входящий номер. Определяется ответственный (профильный) комитет, который будет осуществлять предварительное рассмотрение законопроекта. Обычно это комитет в ведении, которого данная сфера. Комитет – рабочий орган ГД, состоящий из депутатов.