Порядок формирования избирательных комиссий. Полномочия избирательных комиссий, страница 10

8)  Динамизма (возможность изменения границ между субъектами, образования нового субъекта или изменения статуса существующего) и открытости (возможность принятия в состав РФ нового субъекта федерации, т.е. иностранного государства или части иностранного государства). Эти вопросы регулируются специальным ФКЗ «о порядке образовании в составе РФ  нового субъекта…). В соответствии с ним и КРФ процедура следующая: а) изменение границ – субъекты федерации приходят к взаимному согласию об изменении границ, которое утверждается советом федерации б) образование нового субъекта – единственный способ образования нового субъекта является объединение уже существующих субъектов. Вызвано это особенностями внутренней политики направленное на постепенное уменьшение количество субъектов. Инициатива выдвигается органами государственной власти всех заинтересованных субъектов РФ. Эта инициатива д.б. поддержана как законодательным так и исполнительным органом. Эта инициатива направляется президенту. В ней нужно указать предполагаемое название будущего субъекта, причины, цели объединения и уточнить ряд других вопросов поименованных в ФЗ. 2 этап выявление согласия – проводятся референдумы во всех заинтересованных субъектах причем проходит в каждом субъекте отдельно. При этом за объединение должно высказаться в каждом субъекте, если хотя бы в одном против то объединение состоятся не может. Результаты референдумов направляются президенту РФ. 3 стадия – принятие ФКЗ. На основе выдвинутой инициативы и результатов референдумов президент вносит в ГД проект ФКЗ об образовании нового субъекта федерации. Указанный проект рассматривается и принимается в обычной процедуре ФКЗ. Начинается стадия переходного периода. Необходим, т.к. в каждом субъекте есть свои органы, у субъектов разное законодательство и т.д. в законе д.б. установлены основные моменты переходного периода: обычно сохраняются и прежние органы и законы до принятия новых. Влечет за собой проведение выборов в законодательный орган власти субъекта. Этот орган должен принять устав и наделить полномочиями высшего исполнительного органа. После этого следует прекращение прежних органов исполнительной власти прежних субъектов.

Принятие в состав субъекта посредством заключения международного договора в котором закрепляется порядок принятия, сроки, полное включение в российскую юрисдикцию, вопросы, связанные с приобретением гражданства РФ и иные необходимые вопросы. Такой договор подлежит ратификации. Но договора не достаточно. Требуется принятие специального ФКЗ, который в значительной степени будет дублировать положения международного договора. Делает он это с точки зрения права российского. Последний пример – Тува. По общему правилу такой субъект получает статус республики.

Механизм разграничения предметов ведения. КРФ ст.71, 72. только вопросы исключительного и совместного ведения, остальные остаются на субъектах – остаточная компетенция. Разграничение носит не случайный и не произвольный характер. К вопросам исключительного ведения РФ относятся те вопросы, которые должны единообразно регулироваться по всей территории федерации. Там где не допустимы региональные особенности (правовые основы единого рынка, вопросы связанные с волютным законоадтельством, оборона и безопасность, судоустройство и судебная система, прокуратура). Полномочиями в этой сфере может обладать и субъект. По вопросам исключительного ведения принимаются ФЗ и ФКЗ и действуют на всей территории.

Предметы совместного ведения – те вопросы в рамках которых на ряду с федеральным регулированием допускается регулирование региональное. Там где государство допустило целесообразность совместного ведения. Федерация по этим вопросам создавала раньше основы законоадтельства (в соответствии с общей схемой: федерация издает ФЗ, а субъект на основе и в его рамках создает собственные законы и иные нормативные акты. Однако прямо в конституции это не указано).