Порядок формирования избирательных комиссий. Полномочия избирательных комиссий, страница 2

По существу назначение выборов представляет собой решение – 1) объявление о начале избирательной компании  2) определение даты голосования (важна для явки населения и от нее отсчитывается основная часть избирательных сроков).

Решение о назначении выборов подлежит обязательному официальному опубликованию.

2) стадия формирования избирательной инфраструктуры. В ее рамках уполномоченные органы совершают следующие действия: а) обновляются списки избирателей б) определяется схема избирательных округов (при выборах в представительные органы). Такую схему утверждает представительный орган соответствующего уровня по представлению ИК. Избирательные округа формируются из примерно равной численности избирателей в каждом избирательном округе. Определяется средняя норма представительства – количество избирателей, поделенное на количество округов. Допускается отклонение от средней нормы представительства не более или менее 10%.  В отдаленных и труднодоступных местностях, а также в местах компактного проживания коренных малочисленных народов допускаются и большие отклонения (например, 15%). Чтобы от одного народа был хотя бы один представитель. Или определяется особенностями инфраструктуры. Избирательный округ всегда представляет собой единую территорию. Нельзя чтобы он состоял из не граничащих между собой территорий. Если новая схема избирательных округов не утверждается, то действует старая. Следующий этап стадии – формирование окружных избирательных комиссий вышестоящей (например, субъекта федерации). Далее – процесс формирования избирательных участков, т.о. чтобы границы избирательных участков не пересекали границы избирательных округов. Причем на один не должно приходится более 3000 человек. Схема их определяется главой муниципального образования по представлению ИК. Далее формируется ИК на этот участок (как правило, территориальной ИК).

3) стадия выдвижения кандидатов. Кандидатов на региональные и федеральные выборы могут выдвигать политические партии. В органы муниципального управления и иные общественные объединения в уставе, которого предусмотрена возможность участия в политической жизни путем выдвижения кандидатов. Избирательное объединение д.б. зарегистрировано не менее чем за год до выборов. Выдвижение от соответствующих избирательных объединений происходит на съездах или конференциях (т.е. решение является коллегиальным).  Допускается самовыдвижение: т.е. избиратель, обладающий пассивным избирательным правом в соответствующем округе вправе сам выдвинуть свою кандидатуру.  Право на выдвижение (самовыдвижение) возникает тогда, когда определены границы соответствующего избирательного округа.

4)  предвыборная агитация. ФЗ «об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме» под предвыборной агитацией – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него или них (него), или против всех кандидатов (списка кандидатов). Агитацию необходимо отличать от информирования избирателей. Агитация часть информирования в широком смысле. В узком, информирование избирателей – сообщение избирателям сведений о кандидатах или иных сведений, значимых для избирателей в процессе выборов.  У информирования и агитации разные субъекты. Правомерными субъектами агитации являются кандидаты, избирательные объединения, и теоретически граждане (полным правом не обладают, только в контексте агитации кандидата или объединения). Средства аккумулируются в избирательном фонде. Субъекты информирования: органы государственной власти – информируют о начале выборов, где избирательный участок, какие кандидаты выдвинуты, избирательные комиссии – сообщают более полную информацию (об избирательных фондах кандидатов, о решениях принимаемых избирательной комиссиях, о времени проведения агитационных мероприятиях (если бесплатны), средства массовой информации (вправе информировать о ходе избирательной кампании, но сведения д.б. объективными, достоверными, не должны нарушать равенства кандидатов, избирательных объединений), при этом сообщения о предвыборной информации  должна даваться блокам и без комментариев, не должно отдаваться предпочтения какому-либо кандидату или блоку. Составной частью информирования избирателей является обнародование результатов опросов общественного мнения. Опросы общественного мнения не считаются агитацией, если результаты опроса сопровождаются следующими сведениями: д.б. указана организация, проводившая соцопрос, организация, заказавшая соцопрос (оплатившую публикацию), время проведения опроса, число опрошенных, метод сбора информации, регион проведения опроса, точная формулировка вопроса, статистическая оценка возможной погрешности.