Федеративное государство.
С конца 18 – начала 19 века – унитарное государство усложненной автономии. Русские губернии и отдельные территории с особым статусом – Польша, Финляндия, монархии Азии – контроль внешней и внутренней политики в части, в которой это касалось российских граждан.
Особые ? управления на Кавказе с сохранением элементов общественного, родового строя. В 1917 Россия продолжала оставаться унитарным государством, усложненным автономией. Однако статус и количество автономий изменилось (республики). Однако и губернии продолжали существовать.
Далее Россия превратилась в федерацию, где формально автономии (республики) свободны (были выборы и законодательство).
Автономии:
1) союзные республики – государственные образования с элементами государственности; форма государственности титульной (коренной) нации; имели законодательный орган (Госсовет) и совет министров. Относительно широкие полномочия.
2) Автономная область – образовывались на территориях с особым укладом жизни и традициями. Входили в состав краев (т.е. это административно-территориальные единицы и у них не было государственности).
3) Национальные округа – еще более низкий уровень национальных образований в местах проживания коренных малочисленных народов. Входили в состав краев и областей без значительных полномочий (лишь вопросы ационального и культурного развития этого народа).
1990 – автономные области вывели из состава краев и провозгласили республиками.
Федеративный договор от 31 марта 1992 года о разграничении предметов ведения превратил Россию в федерацию. Всем субъектам дал статус государственных образований (до этого был только у республик).
Содержал 3 договора:
1) между РФ и республиками (не подписан Чечней и с оговорками Татарстаном и Башкортостаном)
2) РФ и краями, областями и городами федерального значения. СПб получил статус полностью свободного субъекта (без Ленобласти)
3) РФ и автономиями (округами и еврейской автономной областью)
Федеративный договор действует до сих пор, хотя и не применяется с 1993 года (с момента принятия конституции).
1) он сохраняет границы РФ в границах РСФСР
2) преобразовал РФ собственно в федерацию
3) впервые на конституционном? уровне закрепил разграничение предметов ведения
С принятием конституции российский федерализм претерпел некоторые изменения. Претерпела изменения система предметов ведения (увеличилось число вопросов в исключительном ведении федерации и наоборот), перечень стал единым для всех субъектов федерации. По вопросам совместного ведения конституция издает федеральные законы, а не основы законодательства, как предполагалось.
Принципы российского федерализма:
1) принцип государственного суверенитета – суверенитетом в РФ обладает федерация в целом но не субъект. Не есть производное от суверенитета субъекта. Но есть и концепция распределенного, разделенного суверенитета, по которой основным отличием федерации от унитарного государства и есть передача части своего суверенитета субъектам. Но нет критерия какой объем полномочий перерастает в суверенитет. Суверенитет отождествляется с полномочиями, а это не так.
2) Государственной целостности – границы государства не м.б. изменены без его согласия и от РФ не м.б. отторгнута никакая территория. Отсутствие права на сецессию подразумевается. Единственная страна, где проводился референдум по сецессии – Канада.
3) Принцип равноправия и самоопределения народа. Принцип независимости прав граждан вне зависимости от национальности вступает в некоторое противоречие первому. Когда право пользования языком становится коллективным правом этнической группой. Однако появились народы, совершившие акт самоопределения, став республиками. Конституция не предусматривает создание новых республик.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.