Методология и методы социологического исследования, страница 9

4.  Козлов В.А., Суслов Ю.А. Конкретно социологические исследования в области права. – Л., 1981.

III. Вопросы для самопроверки

1.  Что такое всеобщая научная методология?

2.  Как учитываются общенаучные принципы при проведении КСИ?

3.  Почему КСИ занимает неотъемлемое место в структуре социологического знания?

4.  Что такое цель социологического исследования?

5.  Чем задачи социологического исследования отличаются от его цели?

6.  В чем различие программных и дополнительных задач?

7.  Что называют гипотезой в социологии?

8.  Чем опосредован выбор того или иного вида гипотез?

9.  Какие общие требования предъявляются к гипотезе, подлежащей прямой эмпирической проверке?

10.Почему после окончания исследования гипотеза может не подтвердиться?

IV. Другие виды работ

1.Раскройте смысл следующих понятий: методология всеобщая научная методология, общесоциологическая методология, методология ТСУ, социальный заказ, цель и задачи  исследования, гипотеза  социологического исследования, гипотезы-основания и следствия, основные и не основные гипотезы, первичные и вторичные гипотезы, описательные и объяснительные гипотезы, рабочая гипотеза.

2.  Назовите составляющие методологического раздела программы. Обоснуйте их логическую последовательность.

3.  Сформулируйте самостоятельно тему теоретико-прикладного исследования. Определите возможные основные и частные задачи.

4. Приведите примеры гипотез различных видов.

5. Приведите примеры различных видов гипотез, сформулировав тему конкретного социологического исследования.

6. Охарактеризуйте общесоциологическую методологию.

7.  Покажите, как используются знания, накопленные в методологии ТСУ в практике подготовки методологического  раздела КСИ.

8.  Разделитесь на несколько  групп. Выберите в каждой группе по согласованию с преподавателем руководителя. Теперь каждая группа разрабатывает методологический раздел программы по теме “ Изменения в институте высшего образования в России ”.  На практическом занятии вся группа обсуждает получившиеся проекты программы и проводится конкурс на лучший проект.

Тема 5. Методика и процедурно-методический

раздел программы

1. Метод, техника, методика и процедура исследования.

2. Процедурно методический раздел программы (общая характеристика).

3. Организационный раздел программы, назначение и составляющие.

4. Контроль за ходом исследования.

Самостоятельная работа

1.  Подготовка сообщений

1. Обоснование методов и методики исследования электорального поведения россиян

2.Изучение девиантного и делинквентного поведения молодежи: методический аспект

3. Исследования социальной адаптации студентов к изменениям в системе образования: методическое обеспечение.

4.Принципиальный план исследования как составляющая процедурно-методического раздела программы (на примере конкретного исследования).

II. Литература

1. Математические методы анализа и интерпретации  социологических данных. М., 1989.

2. Математические методы и модели в социологии. - М.:, Институт  социологии. – 1991. - №1.

3. Методология и методы социологических исследований. - М., 1996.

4. Патрушев В.Д.  Методика изучения бюджета времени трудящихся. // Социс. -1990 - №1.

5. Сравнительный анализ и методика социологических исследований. //Сб. статей. – М., 1989.

6. Титма М.Х. Тоодинг Л.М. Математические методы в арсенале социолога. // Социс. - 1986 - №4.

7. Толстова Ю.Н. Обеспечение однородности исходных данных в процессе применения математических методов. // Социс. - 1986 - №3.

III. Вопросы для самопроверки

1. Что означает понятие техника исследования?

2. Укажите, в чем различие между понятием метод и методика?

3. Какие составляющие входят в процедурно методический раздел программы?

4. От каких факторов зависит выбор методов социологического исследования?

5.  Какие трудности могут встретиться в процессе создания сети интервьюеров?

6. Сколько интервью в день в соответствии с существующими нормативами можно проводить одному интервьюеру?