4. Козлов В.А., Суслов Ю.А. Конкретно социологические исследования в области права. – Л., 1981.
III. Вопросы для самопроверки
1. Что такое всеобщая научная методология?
2. Как учитываются общенаучные принципы при проведении КСИ?
3. Почему КСИ занимает неотъемлемое место в структуре социологического знания?
4. Что такое цель социологического исследования?
5. Чем задачи социологического исследования отличаются от его цели?
6. В чем различие программных и дополнительных задач?
7. Что называют гипотезой в социологии?
8. Чем опосредован выбор того или иного вида гипотез?
9. Какие общие требования предъявляются к гипотезе, подлежащей прямой эмпирической проверке?
10.Почему после окончания исследования гипотеза может не подтвердиться?
IV. Другие виды работ
1.Раскройте смысл следующих понятий: методология всеобщая научная методология, общесоциологическая методология, методология ТСУ, социальный заказ, цель и задачи исследования, гипотеза социологического исследования, гипотезы-основания и следствия, основные и не основные гипотезы, первичные и вторичные гипотезы, описательные и объяснительные гипотезы, рабочая гипотеза.
2. Назовите составляющие методологического раздела программы. Обоснуйте их логическую последовательность.
3. Сформулируйте самостоятельно тему теоретико-прикладного исследования. Определите возможные основные и частные задачи.
4. Приведите примеры гипотез различных видов.
5. Приведите примеры различных видов гипотез, сформулировав тему конкретного социологического исследования.
6. Охарактеризуйте общесоциологическую методологию.
7. Покажите, как используются знания, накопленные в методологии ТСУ в практике подготовки методологического раздела КСИ.
8. Разделитесь на несколько групп. Выберите в каждой группе по согласованию с преподавателем руководителя. Теперь каждая группа разрабатывает методологический раздел программы по теме “ Изменения в институте высшего образования в России ”. На практическом занятии вся группа обсуждает получившиеся проекты программы и проводится конкурс на лучший проект.
Тема 5. Методика и процедурно-методический
раздел программы
1. Метод, техника, методика и процедура исследования.
2. Процедурно методический раздел программы (общая характеристика).
3. Организационный раздел программы, назначение и составляющие.
4. Контроль за ходом исследования.
Самостоятельная работа
1. Подготовка сообщений
1. Обоснование методов и методики исследования электорального поведения россиян
2.Изучение девиантного и делинквентного поведения молодежи: методический аспект
3. Исследования социальной адаптации студентов к изменениям в системе образования: методическое обеспечение.
4.Принципиальный план исследования как составляющая процедурно-методического раздела программы (на примере конкретного исследования).
II. Литература
1. Математические методы анализа и интерпретации социологических данных. М., 1989.
2. Математические методы и модели в социологии. - М.:, Институт социологии. – 1991. - №1.
3. Методология и методы социологических исследований. - М., 1996.
4. Патрушев В.Д. Методика изучения бюджета времени трудящихся. // Социс. -1990 - №1.
5. Сравнительный анализ и методика социологических исследований. //Сб. статей. – М., 1989.
6. Титма М.Х. Тоодинг Л.М. Математические методы в арсенале социолога. // Социс. - 1986 - №4.
7. Толстова Ю.Н. Обеспечение однородности исходных данных в процессе применения математических методов. // Социс. - 1986 - №3.
III. Вопросы для самопроверки
1. Что означает понятие техника исследования?
2. Укажите, в чем различие между понятием метод и методика?
3. Какие составляющие входят в процедурно методический раздел программы?
4. От каких факторов зависит выбор методов социологического исследования?
5. Какие трудности могут встретиться в процессе создания сети интервьюеров?
6. Сколько интервью в день в соответствии с существующими нормативами можно проводить одному интервьюеру?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.