4. Назовите, какие из этих видов наблюдения следует применять в разведывательных, описательных и экспериментальных исследованиях.
5. Заполните следующую таблицу, отражающую применение метода наблюдения зарубежными и отечественными исследователями.
№ п./п. |
Фамилия, имя, отчество исследователя |
Временной период, в который проходило исследование |
Что наблюдали? |
Результаты наблюдений |
6. Назовите примерные ориентиры простого (бесструктурного) наблюдения, применяемого при отсутствии четких гипотез, при осуществлении исследования по формулятивному плану.
7. Определите эти ориентиры для использования наблюдения в проведении конкретного социологического исследования по теме “ Трудовая деятельность работников акционерных предприятий г. Тулы”
8. Назовите понятие, применяемое в качестве эквивалента понятию "наблюдение в маске".
9. Разработайте карточку наблюдателя для проведения исследования по теме "Социальная адаптация студентов к общественным переменам в России".
10.Разработайте карточку наблюдателя для проведения исследования по теме групповых или индивидуальных исследовательских проектов.
11. Раскройте суть ошибки Гилфорда.
Тема 27. Социологический эксперимент
1. История возникновения метода и логика экспериментального анализа.
2. Разновидности социологического эксперимента.
3. Основные приемы выравнивания индивидуальных характеристик в натурных контролируемых экспериментах.
4. Преимущества, недостатки и границы использования социологического эксперимента.
Самостоятельная работа
I. Подготовка сообщений
1. Использование модельного эксперимента при изучении общественных перемен в России.
2. Применение мысленного эксперимента в ходе исследования социальной адаптации молодежи к общественным переменам в российском обществе.
3. Метод мысленного эксперимента при прогнозировании политической ситуации в стране и в России.
4. Социальный эксперимент в организациях (на примере конкретного социологического исследования).
5. Особенности социологического эксперимента и сравнение его с другими методами.
II. Литература
1. Куприян А. П. Методологические проблемы социального эксперимента. М., 1971.
2. Куприян А. П. Проблема эксперимента в системе общественной практики М., 1981.
3. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях - СПб, 1996. - 304 с.
4. Харчева В.Г. Основы прикладной социологии. М., 1998.
5. Хозяйственное экспериментирование. Опыт и перспективы развития. Таллинн, 1980.
6. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Издательство "Самарский университет", 1995.
III. Вопросы для самопроверки
1. В чем сходства и различия между социальным и социологическим экспериментом?
2. Возможно ли контролировать все факторы, воздействующие на экспериментальный объект, в ходе натурного контролируемого эксперимента.? Аргументируйте вашу точку зрения.
3. Как наилучшим образом можно достигать познавательных результатов в ходе неконтролируемого эксперимента?
4. Исследуя относительно чистый эффект воздействия экспериментальной переменной, исследователь должен выровнять прочие условия, которые могут исказить результат влияния экспериментального фактора. Какие основные параметры социальной ситуации должны подлежать выравниванию при изучении состояния молодежных организаций г. Тулы и прогноза развития их деятельности?
5. Почему выравнивание по квоте позволяет устранить недостатки точечного выравнивания?
6. Почему Дж. Милль вообще отрицал возможность научного экспериментирования в социальной сфере?
7. В чем состоит "эффект первого замера", возникающий в ходе социального эксперимента?
8. На изучение каких социальных процессов, на Ваш взгляд, направлено социологическое экспериментирование в строгом смысле слова?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.