Методология и методы социологического исследования, страница 17

5.  Каковы преимущества и недостатки закрытого вопроса?

6.  Каковы преимущества и недостатки  открытого  вопроса?

7.  В чем заключается техника «воронки»?

IV.  Другие виды работ

1.  Расскажите о требованиях к закрытым вопросам о статусе.

2.  Назовите факторы, от которых зависит оценка уровня компетентности респондента.

3.  Проиллюстрируйте на примерах анкет. Разрабатываемых в подгруппах Ии  индивидуально технику «воронки»

4. Приведите  примеры вопросов на интенсивность мнений.

5. Поясните, как вы понимаете асимметрию позитивного и негативного полюсов оценок.

6. Сформулируйте 3 основных  правила, которыми следует руководствоваться при подготовке  вариантов ответа   в  закрытом вопросе.

7.  Назовите главный недостаток открытых вопросов.

Тема 15. Виды вопросов

1.  Классификация видов вопросов.

2.  Использование различных видов вопросов - важнейший способ повышения надежности информации.

3.  Конструкция вопроса и интерпретация ответа.

Самостоятельная работа

I.  Подготовка сообщений

1.  Открытые и закрытые вопросы: анализ методик исследования

2.  Прямые и косвенные вопросы( анализ методик исследования)

3.  Задачи исследования и программные вопросы.

4. Условия применения функциональных вопросов.

II. Литература

1.Аверьянов Л.Я. Искусство  задавать вопросы. – М., 1987

2.Бади Б.Ш., Малинкин А.Н. Уровни практического сознания и стиль жизни: проблема интерпретации ответов респондента// Социс. - 1982.- № 3.

3.Бутенко И.А. “Нет ответа” Анализ методической ситуации на  страницах  журнала Public Opinion Quaoterly // Социс. - 1986. - № 4.

4.Клюмина Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа. // Социс.- 1990 - №1.

III. Вопросы для самопроверки

1.  В какой форме (открытой или закрытой) следует задать вопросы о социально- демографическом положении респондентов? Аргументируйте свою точку зрения?

2.  Согласны ли вы с тем, что “паспортичку “  лучше помещать в конце анкеты (бланка интервью)?

3. Допустимо ли  применение в анкете вопросов типа “ Почему вы так думаете?”, “ Если да, то  почему?” Обоснуйте свою точку зрения.

4. С какой целью применяются  проективные вопросы?

5. Каково назначение функциональных вопросов?

                                              IV. Другие виды работ

1. Проиллюстрируйте примерами следующие понятия: закрытый и открытый вопросы, вопрос- фильтр, прямые и косвенные вопросы, личные и безличные вопросы, основные и контрольные, ретроспективные вопросы, вопросы- ловушки, вопросы "глушители", проективные, функциональные, программные вопросы, постадийное развертывание вопросов.

2.  Перечислите требования к вопросам о фактах и событиях

3. Приведите примеры вопросов –"ловушек". С какой целью они могут быть использованы в анкете?

4. Сформулируйте наводящие вопросы. В чем состоит их опасность?

5. Приведите пример прямого вопроса и переведите его в косвенный.

6. Сформулируйте функциональный  вопрос.

7. Приведите пример  вопроса «меню»

8. Приведите пример  вопроса «кафетерий»

9. Приведите пример  вопроса  «глушителя»

Тема 16. Интервью

1. Особенности, преимущества и недостатки интервью.

2. Эффект интервьюера. Создание сети интервьюеров.

3. Разновидности интервью.

4. Стандартизированное интервью.

Самостоятельная работа

I.  Подготовка сообщений

1.  Применение стандартизированного интервью при изучении семейных проблем тульских женщин (из опыта участия в исследовании)

2.  Применение стандартизированного интервью в маркетинговых исследованиях.

3.  Использование стандартизированного интервью при изучении политической ситуации в регионе.

4.  Инструментарий в процессе проведения стандартизированного интервью (на примере конкретной методики).

5.  Формирование сети интервьюеров. Эффект интервьюера.

6.  Интервью и анкетирование (сравнительный анализ методов).

II. Литература

1.  Белановский С.А. Социологические интервью. // Проблемы прогнозирования. - М., 1991. №№ 1,2,3.