3. Лакутин О.В, Толстова Ю.Н. Качественная и количественная информация в социологии // Социологические исследования -1993- № 8.
4. Практикум по прикладной социологии М.: МГУ.1992.
5. Толстова Ю.Н. Обеспечение однородности исходных данных в процессе применения математических методов. // Социологические исследования - 1986 - №3.
6. Толстова Ю.Н. Принципы анализа данных в социологии. // Социология. - М., 1998 - №1
7. Phillips Bernard. Sosiological Research Methods. An introduction. Homewood, 1985.
III. Вопросы для самопроверки
1. Всегда ли математические методы являются достаточным основанием для того, чтобы сделать выводы по результатам исследования?
2. Согласны ли Вы с точкой зрения, которая предполагает включение в понятие “комплексный“ творческого потенциала социолога как знатока предмета исследования? Аргументируйте свой ответ.
3. Какие, на Ваш взгляд, методы обработки информации могут быть использованы в качестве “сквозных” при изучении различных и взаимосвязанных между собой тем исследования?
4. Что такое операциональная интерпретация данных социологических исследований?
5. Как решается задача операционной интерпретации эмпирических индикаторов на примере изучения конкретной темы социологического исследования.
6. Что означает понятие “однородность выборки”?
7. Что такое триангуляция между методами?
IV. Другие формы работы
1. Проанализируйте следующие понятия: комбинаторность. комплементарность, однородность выборки, математический формализм, алгоритм анализа, корректность метода, универсальность метода, компаративизм данных, операциональная интерпретация.
2. Выделите возможные логически взаимосвязанные этапы решения задачи изучения политического участия населения тульского региона. Определите и обоснуйте, какие методы КСИ целесообразно использовать на каждом из этих этапов.
3. Сравните частоту и эффективность применения различных методов сбора информации с позиции интерпретации результатов их применения в практике изучения проблем семьи.
4. Раскройте, что, по Вашему мнению, означает "комплексное применение" различных методов исследования.
5. Определите основные и дополнительные задачи в ходе изучения социальной адаптации студентов. Для каждой из задач выберите и обоснуйте количественные и качественные методы сбора и анализа информации. Время работы -50 мин.
6. Назовите этапы, из которых состоит формирование однородной совокупности, и раскройте специфику каждого из этих этапов.
8. Расскажите, при помощи каких математических методов осуществляется сравнение двух выборок.
9. На примере конкретного социологического исследования по изучению социальной адаптации студентов покажите, как осуществляется связь интерпретации результатов исследования с предположениями, лежащими в основе априорной модели.
10.Используя конкретные результаты исследования, попытайтесь показать на основе использования известных вам методов анализа, какая часть представлений социолога была не учтена при использовании тех или иных (заранее определенных методов). Продемонстрируйте, как это можно исправить в процессе интерпретации данных.
Тема 32. Обработка данных СИ
1. Обработка данных конкретного социологического исследования.
2. Подготовка данных для обработки.
3. Обработка открытых вопросов.
4. Разработка заданий специалистам по обработке данных.
5. Компьютерная и ручная обработка данных.
Самостоятельная работа
I. Подготовка сообщений
1. Обработка и анализ открытых вопросов.
2. Построение двумерных и трехмерных корреляций (по материалам конкретного социологического исследования).
3. Обработка и хранение информации в электронном виде.
4.Анализ возможностей компьютерных программ обработки данных.
5. Кодирование и шифровка ответов (на материалах конкретного социологического исследования)
II. Литература
1. Анализ нечисловой информации в социологических исследованиях. М., 1985
2. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. Ростов - на Дону: издательство “ Феникс” 1996 г. - 512 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.