Методология и методы социологического исследования, страница 27

6.  Щербина В.В. Технология оценки кандидата на должность руководителя. // Социологические исследования - 1987. - №4.

III. Вопросы для самопроверки

1.  Какое из определений социологической диагностики как метода СИ, на ваш взгляд, является  наиболее удачным?

2.   Что такое "диагностическое средство"?

3.  Как используется социологическая диагностика в управленческом консультировании?

4.  В чем заключаются предметный, проблемный, нормативный, ситуационный и проблемно-ситуационный подходы, используемые в социологической диагностике?

5.  Что вы понимаете под социальной технологией?

6.  Почему социологическая диагностика должна отвечать на вопрос "что происходит?", а не "почему это происходит?"

IV. Другие формы работы

1. Проанализируйте следующие понятия: социологическая диагностика, объект диагностики, цели диагностики, внутреннее и внешнее управленческое консультирование, диагностическое средство, диагностическая ситуация, предметный, проблемный, нормативный, ситуационный и проблемно-ситуационный подходы в социологической диагностике, эталонное и реальное состояние социального объекта, социально-экологический подход, социальная технология.

2.  Дайте три различных определения, характеризующие диагностику как

-  процесс;

-  средство;

-  специальную дисциплину.

3.  Назовите основные свойства, отражающие специфику диагностических средств.

4.  Представьте типологию диагностических методик по различным основаниям, приведите конкретные примеры методик.

5. Раскройте сущность социально-экологического подхода в социологической диагностике.

6. Разработайте методику диагностики объекта в рамках групповых и индивидуальных исследовательских проектов

Тема 29. Использование тестов в социологии

1.       Особенности теста как метода исследования.

2.       Разновидность тестов и границы их применения.

3.       Проективные методики. Метод семантического дифференциала (СД).

4.       Методики для выявления ценностных ориентаций. Методика Рокича.

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1.  Методические возможности теста для изучения социальных установок.

2.  Общеличностные, специальные, групповые тесты и границы их использования в КСИ.

3.  Применение методик изучения системы ценностных ориентаций для исследования социальной адаптации населения к общественным переменам в России.

4.  Использование тестов в ходе изучения самоидентификации молодежи к социальным изменениям в российском обществе.

5. Применение тестов в социально-психологическом исследовании

II. Литература

1.  Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.

2.  Гильбух Ю.З. Метод психологических тестов. Сущность и значение. // Вопросы психологии -1986  - № 2.

3.  Дудченко ОН., Мытыль А.В. Социальная идентификация и адаптация личности. // Социальная идентификация личности Книга 2. М., 1994.

4.  Лучшие психологические тесты Отв.ред. Кудряшов А.Ф. Петрозаводск,1992

5.  Социальные идентификации в условиях кризиса.// Социологический журнал -1994 - №1.

6.  Энциклопедия психологических тестов. Профессиональное консультирование, профориентация, тесты для безработных. Ред. А. Карелин М.: Научная книга, 1997.

7.  Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности. // Мир России 1995 - №3/4.

8.  Ядов Н.В. Исследование ситуативных социальных установок полярников. // Вопросы психологии, 1981 - №3.

III. Вопросы для самопроверки

1.  Что называется тестом?

2.  Какие характеристики можно измерять (фиксировать) с помощью:

- общеличностных;

- личностностных;

- групповых тестов?

3.   В чем заключается сущность объективных и субъективных тестов?

4.  Что понимают под тестовым показателем?

5.  Тест, применяемый в социокультурных условиях, отличных от тех, в которых он разработан, должен быть адаптирован. Почему необходима адаптация теста и в чем она может заключаться?