Методология и методы социологического исследования, страница 33

10.Раскройте, как осуществляется последовательность действий при  качественно-количественном анализе  данных в рамках  исследования “Политические ориентации жителей г. Тулы”, учитывая, что эти действия складываются в четыре следующие  стадии.

10.1. Описание всей совокупности данных в их простейшей форме.

10.2. Уплотнение исходной информации.

10.3. Углубление интерпретации и переход  к объяснению фактов.

10.4. Прогноз изучаемого процесса (явления) при определенных условиях

Тема 34. Аналитический отчет как конечный

результат СИ

1. Структура отчета.

2. Основные   правила  составления отчета  и требования, предъявляемые к нему.

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Подготовка аналитического отчета по результатам конкретного социологического исследования с применением количественных методов

2. Подготовка аналитического отчета по результатам конкретного социологического исследования с применением качественных методов

3. Правила процентирования и статистические выводы (на материалах конкретного социологического  исследования)

II  Литература

1.  Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования - М.: Триволас,1998.

2.  Клюшина Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа // Социологические исследования, 1990 №1.

3.  Козлова О.Н. О методах анализа социокультурных явлений // Социологические исследования.1993.№ 11.С.138-146.

4.  Ноэль Э. Массовые опросы. – М.: АВА - Экстра. 1993

5.  Социальное самочувствие молодежи (опыт регионального социологического мониторинга). - Тула,1995. Выпуск 1.

6.  Социальное самочувствие молодежи (опыт регионального социологического мониторинга). - Тула, 1996. Выпуск 2.

III. Вопросы для самопроверки

1.  Какие разделы необходимо включать в любой отчет о проведенном исследовании?

2.  Как влияет  тип исследования на логику построения, содержание и объем   отчета?

3.  Чем должен отличаться научный отчет от отчета, предоставляемого заказчику?

4.  Почему при составлении отчета необходимо осуществить перегруппировку материала?

5.  Какими соображениями надо руководствоваться при определении базы процентов? Аргументируйте свою точку зрения и проиллюстрируйте ее конкретными примерами.

6.  Почему при составлении таблицы независимую переменную следует выражать в форме подлежащего как группу лиц, а  зависимую переменную обозначать глаголом? Используя  данные исследований, покажите применение этого правила.

7.  Почему необходимо четко разделять графически результаты исследования и предположения о характере изучаемых процессов (явлений)?

8.  Какая информация должна размещаться во введении отчета, а  какая  в приложении?

9.  По какой причине рекомендуется, приводя  статистические данные, отображать  их наглядно?

10.  Чем объясняется то требование, согласно которому анкета тем лучше, чем она конкретнее, а отчет тем лучше, чем он абстрактнее?

IV. Другие формы работы

1.  Проиллюстрируйте примерами из конкретных социологических исследований, как производится “обратный перевод” анкетных вопросов в программные.

2. Покажите на конкретных примерах, как можно преобразовать анкетные вопросы в таблицы с целью конкретизации материала?

3. Одним из принципов составления отчета является следующий: ту переменную, которая сильнее определяет причинную связь, необходимо принять за базу и приравнять к 100%. Покажите применение этого принципа на  конкретных примерах.

Тема 35.  Подготовка и предоставление научного отчета

1. Введение к отчету.

2. Обобщение данных и представление результатов. Анализ результатов исследования как процедура проверки гипотез

3. Выводы и практические рекомендации. Подготовка экспресс - информации по требованию заказчика.

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Обоснование выводов и рекомендаций (по материалам конкретного социологического исследования)

2.  Основные принципы составления научного  отчета

3. Основные принципы составления отчета заказчику

II  Литература