12. Лапин И.И. Интенсификация инновационных процессов - стратегическая задача теории и практики нововведений // Инновационные процессы - М.. 1982. С.3-21.
13. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы - М.: Изд-во МГУ.1994.
14. Подшивалкина В.И. Деловые игры как инструмент и изучения общественного мнения// Экономика и социология 1990 № 2 - с. 66 - 70.
15. Социология труда: Учебник / Под ред. Н.И.Дряхлова, А.И.Кавченко, В.В. Щербины М.: Изд-во Моск. ун-та. 1993. С.272.-284.
III. Вопросы для самопроверки
1.Что понимается под игровым методом в социологии?
2.Каково назначение оргдеятельностных, оргмпыслительных и деловых игр?
3.Как игровые методики позволяют выявить многообразие позиций, с одной стороны, и реально преобладающую точку зрения, с другой.
4.В чем сходство и различие игровых методов и методов опроса?
5.Как используются игровые методы на этапе подготовки рекомендаций и предложений?
6.В чем заключаются 4 следующих "эффекта", достигаемые при применении деловой игры:
- эффект форума;
- эффект резиденциальности;
- эффект обмена;
- эффект игротехники?
7.Каким образом сами участники игры могут способствовать выработке управленческих решений?
8.Что представляет собой инновационная игра (ИНИ)?
9.Каких результатов можно достичь с помощью инновационной игры?
10.Какие результаты должны быть достигнуты в ходе проведения инновационных игр?
IV. Другие формы работы
1.Проанализируйте следующие понятия: игровой метод, игровая методика, исследовательские, производственные, учебные, деловые. Оргмыслительные (ОМИ), инновационные (ИНИ), оргдеятельностные (ОДИ), рекреационные игры, имитационные игры (ИМИ), игры открытого, смешанного и закрытого типов.
2.Охарактеризуйте возможности игровых методов по следующим направлениям:
- использование игр для сбора социологической информации;
- использование игр для выработки установок на их получение и использование в профессиональных кругах;
- применение игр для формирования механизмов конструктивного разрешения социальных проблем;
- использование игр на этапе подготовки исследования при формулировании проблем;
- применение игр при разработке инструментария при использовании опросного метода;
- использование игрового метода как инструмента изучения общественного мнения;
3.Раскройте принципы системного, ситуационного, деятельностного и инновационного подходов, на которых основана технология группового решения проблем используемая в инновационной игре?
4.Раскройте принципы, на которых основывается организация инновационной игры:
- системность;
- коллективная ответственность консультантов и заказчиков за организацию и результаты игры;
- единоначалие руководителя игры;
- самопрограммирование;
- саморазвитие;
- принцип контролируемой борьбы;
- принцип развивающего обучения.
5.Расскажите, в чем заключаются технологии:
- распредмечивания;
- проблематизации;
- целеполагания;
- самоопределения;
- рефлексии.
Тема 31. Комбинаторность методов в КСИ
1. Основные принципы выбора методов в КСИ.
2. Взаимодополняемость количественных и качественных методов - одно из условий адекватности и глубины интерпретации результатов исследования.
3. Взаимосвязь методов сбора, обработки и анализа информации.
4. Комплексное применение разных методов для решения одной задачи.
Самостоятельная работа
I. Подготовка сообщений
1. Комплементарность методов, используемых для изучения девиантного поведения молодежи.
2. Взаимообусловленность методов исследования политической ситуации в тульском регионе.
3. Сочетание количественных и качественных методов, используемых для исследования социальной адаптации студентов к общественным переменам в России.
4. Обоснование методов анализа характера перемен в российском обществе.
II. Литература
1. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях.М.,1987.
2. Комплексный подход к анализу данных в социологии М.: ИС АН СССР,1989.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.