9. Почему мысленный эксперимент в отдельных случаях более предпочтителен, чем натурный?
10.Для каких целей применяется большой объем статистического материала, требуемый в качестве необходимого условия мысленного эксперимента?
IV. Другие формы работы
1. Проанализируйте и проиллюстрируйте конкретными примерами следующие понятия: социологический эксперимент, правила согласия и различия Дж. С. Милля, натурный, мысленный, модельный, сценарный, лабораторный, полевой, ретроспективный, последовательный, параллельный, концептуальный, решающий, уточняющий, радикальный эксперимент, контролируемый и неконтролируемый эксперименты, экспериментальный фактор, экспериментальный объект, точечное, частотное, случайно-механическое выравнивание, выравнивание по квоте, экспериментальная ("независимая") и зависимая переменные, экспериментальная и контрольные группы
2. Раскройте следующие основные функции социального эксперимента:
- достижение эффекта в преобразовательной деятельности;
- проверка научной гипотезы;
3. Сформулируйте правила согласия и различия Дж. С. Милля, которыми руководствуются при проведении эксперимента.
4. Назовите известных отечественных и зарубежных социологов, которые указывали на необходимость применения эксперимента в социологии.
5.Дайте типологию экспериментов. Представьте ее в табличной форме. Перечислите наиболее совершенные формы эксперимента. Обоснуйте свою точку зрения.
6. Приведите примеры применения мысленного и натурного экспериментов в ходе исследования конкретной тематики.
7. Покажите на конкретных примерах, как осуществляется точечное выравнивание малых групп:
- в ходе внедрения новой системы оплаты труда в первичных производственных коллективах;
- при изменении условий учебного процесса в студенческих группах.
8. Заполните таблицу частотного выравнивания индивидуальных характеристик в эксперименте.
№ п./п. |
Характеристики, подлежащие выравниванию |
Группа |
|
Экспериментальная |
контрольная |
||
9. Назовите основные недостатки частотного выравнивания.
10. Раскройте, в чем заключается способ случайного механического выравнивания.
11.Объясните логику следующих типов эксперимента:
- эксперимент "до - после" с одним контрольным объектом;
- эксперимент "до - после" без контрольного объекта;
- эксперимент "только после" с контрольным объектом;
- эксперимент "якобы до - после" с контрольной группой.
Тема 28. Социологическая диагностика
1. Место социологической диагностики в системе средств практической деятельности социолога.
2. Сферы применения социологической диагностики. Особенности диагностических методик, используемых в социологической практике.
3. Структура социологической диагностики.
4. Социологическая диагностика как разновидность социальной технологии.
Самостоятельная работа
I. Подготовка сообщений и докладов:
1. Диагностика организаций (компаративный анализ существующих методик).
2. Социологическая диагностика первичных производственных коллективов.
3. Проблемы измерений в социальных технологиях.
4. Методики ГОЛ (групповой оценки личности) как средства социологической диагностики управленческих работников и специалистов.
5. Средства отбора руководящих и инженерно-технических кадров
II. Литература
1. Левицкая Н.Ф., Семирягина Л.М., Симоненко И.П. Диагностика латентных структур деловых качеств руководителя. // Социологические исследования. 1991 - № 10.
2. Попова И.Н. От социологического анализа к социальной инженерии. // Социологические исследования -1988 - № 1.
3. Чугунова Э.С. Комплексная оценка творческой активности инженера. // Социологические исследования -1984 - № 3.
4. Щербина В.В. Использование методики ГОЛ в заводской социологии. // Социологические исследования. 1988 - № 5.
5. Щербина В.В. Проблемы технологизации социоинженерной деятельности. // Социологические исследования. 1990. - № 8.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.