Методология и методы социологического исследования, страница 26

9.  Почему мысленный эксперимент в отдельных случаях более предпочтителен, чем натурный?

10.Для каких  целей применяется большой объем статистического материала, требуемый в качестве необходимого условия мысленного эксперимента?

IV. Другие формы работы

1. Проанализируйте и проиллюстрируйте конкретными примерами следующие понятия: социологический эксперимент, правила согласия и различия Дж. С. Милля, натурный, мысленный, модельный, сценарный, лабораторный, полевой, ретроспективный, последовательный, параллельный, концептуальный, решающий, уточняющий, радикальный эксперимент, контролируемый и неконтролируемый эксперименты, экспериментальный фактор, экспериментальный объект, точечное, частотное, случайно-механическое выравнивание, выравнивание по квоте, экспериментальная ("независимая") и зависимая переменные, экспериментальная и контрольные группы

2. Раскройте следующие основные функции социального эксперимента:

-  достижение эффекта в преобразовательной деятельности;

-  проверка научной гипотезы;

3. Сформулируйте правила согласия и различия Дж. С. Милля, которыми руководствуются при проведении эксперимента.

4. Назовите известных отечественных и зарубежных социологов, которые указывали на необходимость применения эксперимента в социологии.

5.Дайте типологию экспериментов. Представьте ее в табличной форме. Перечислите наиболее совершенные формы эксперимента. Обоснуйте свою точку зрения.

6. Приведите примеры применения мысленного и натурного экспериментов в ходе исследования конкретной тематики.

7. Покажите на конкретных примерах, как осуществляется точечное выравнивание малых групп:

-  в ходе внедрения новой системы оплаты труда в первичных производственных коллективах;

-  при изменении условий учебного процесса в студенческих группах.

8. Заполните таблицу частотного выравнивания индивидуальных характеристик в эксперименте.

№ п./п.

Характеристики, подлежащие выравниванию

Группа

Экспериментальная

контрольная

9. Назовите основные недостатки частотного выравнивания.

10. Раскройте, в чем заключается способ  случайного  механического выравнивания.

11.Объясните логику следующих типов эксперимента:

-  эксперимент "до - после" с одним контрольным объектом;

-  эксперимент "до - после" без контрольного объекта;

-  эксперимент "только после" с контрольным объектом;

-  эксперимент "якобы до - после" с контрольной группой.

Тема 28. Социологическая диагностика

1.  Место социологической диагностики в системе средств практической деятельности социолога.

2.  Сферы применения социологической диагностики. Особенности диагностических методик, используемых в социологической практике.

3.  Структура  социологической диагностики.

4.  Социологическая диагностика как разновидность социальной технологии.

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений и докладов:

1.  Диагностика организаций (компаративный анализ существующих методик).

2.   Социологическая диагностика первичных производственных коллективов.

3.  Проблемы измерений в социальных технологиях.

4.  Методики ГОЛ (групповой оценки личности) как средства социологической диагностики управленческих работников и специалистов.

5. Средства отбора руководящих и инженерно-технических кадров

II. Литература

1.  Левицкая Н.Ф., Семирягина Л.М., Симоненко И.П. Диагностика латентных структур деловых качеств руководителя. // Социологические исследования. 1991 - № 10.

2.  Попова И.Н. От социологического анализа к социальной инженерии. // Социологические исследования -1988 - № 1.

3.  Чугунова Э.С. Комплексная оценка творческой активности инженера. // Социологические исследования -1984 - № 3.

4.  Щербина В.В. Использование методики ГОЛ в заводской социологии. // Социологические исследования. 1988 - № 5.

5.  Щербина В.В. Проблемы технологизации социоинженерной деятельности. // Социологические исследования. 1990. - № 8.