Методология и методы социологического исследования, страница 18

2.  Бутенко И.Н. Стандартизированное интервью и новые технологии. // Социс- 1997 - №11. - С. 100-105.

3.  Бурлуцкая М.Г., Петрова Л. Б. Стандартизированное интервью: проблемы организации. // Социс- 1997- № 10- С. 131-137.

4.  Жабский. Принципы стандартизированного интервью. // Социс – 1985 –

№ 3.

5.  Иванов Б.А. Беседа как метод исследования. // Социс- 1989- № 4.

6.  Маслова О.М., Мосичев А. В. Ситуации интервью, методические проблемы и опыт относительного исследования // Социологические очерки. Ежегодник. - М., 1990. Вып. 2.

7.  Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью // Пер. с англ. Под ред. С.А. Белановского.-  М., 1991.

8. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Отв. ред. Андреенков В.Г., Маслова О.М. - М., 1990.

9. Организационно-методические проблемы социологического опроса. Ред. совет В. П., Иванов В. Н. М., 1986.

10. Пагосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. - Ереван, 1985.

11. Практикум по социологии. Нечаев В.Н. М., 1992.

III. Вопросы для самопроверки

1. Какие виды интервью вы знаете?

2. Какие виды интервью с применением технических средств  вы знаете?

3.  Чем обусловлено применение тех или иных видов интервью?

4. Почему интервью в отличие от анкетирования в отечественной социологии не получало до начала 80-хх гг. 20 века широкого применения?

5. Деятельность представителя какой профессии похожа на деятельность социолога, применяющего а) клиническое интервьюб) фокусированное интервью?

6. В чем особенности группового стандартизированного интервью?

7. С какой целью часто применяются карточки в процессе проведения стандартизированного интервью?

IV. Другие виды работ

1. Раскройте суть следующих понятий: интервью, клиническое, свободное, глубокое интервью, фокус-группы, фокусированное интервью, стандартизированное интервью. Обоснуйте целесообразность использования интервью в целом и каждого из перечисленных видов.

2. Расскажите о требованиях, предъявляемых к интервьюерам, о том, как происходит их поиск.

3. Раскройте суть клинического интервью.

4.  Опишите основные проблемы, возникающие при проведении стандартизированного интервью а) по месту жительства;

б) по месту работы;

в) по месту учебы.

5. Расскажите о стандартизированных интервью с применением телефонов и компьютеров.

6. Разбейтесь на пары, используя бланк интервью исследования "Семейные проблемы и современная женщина", проиграйте в парах процедуру индивидуального стандартизированного интервью в следующих ситуациях:

- респондент отказывается от участия в опросе, но вы его убеждаете, используя различные доводы;

- респондент невнимательный, торопится.

Остальные студенты выступают в качестве экспертов и фиксируют недостатки и преимущества проведения интервью.

Тема 17. Фокусированное групповое интервью

(фокус- группы)

1.  Особенности фокусированного группового интервью и сравнение его с другими  типами интервью.

2.  Формирование групп для проведения фокусированного группового интервью.

3. Создание комфортной обстановки для проведения фокус-групп.

4. Модератор и его стиль работы.

Самостоятельная работа

I. Подготовка сообщений

1. Использование фокус-групп для изучения  социальной стратификации молодежи.

2. Описание проведения фокус-группы (с разработкой авторской методики).

3. Информация, полученная методом фокус-групп  и стандартизированным интервью: сравнительный анализ (на примере КСИ).

4. Влияние стиля модераторы на поведение фокус-групп.

5. Принципы формирования фокус-групп в зависимости от цели и задач исследования.

II. Литература

1.  Белановский С.А. Метод фокус-групп. - М.: Магистр. 1996.

2.  Белановский С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования// Социология 4 М. - 1991. Т.2.

3.  Белановский С. А. Социологическое интервью: проблемы прогнозирования. - М.: 1991. №№ 1, 2. 3.

III. Вопросы  для самопроверки

1. Один из ключей к хорошему качественному исследования заключается  в искусстве задавать вопросы “Почему”? Какие требования надо соблюдать в процессе постановки  вопросов “Почему”?