2. Интервью и анкетирование (сравнительный анализ)
4. Анкета как инструмент познания. Принципы построения анкеты (на примере самостоятельно разработанной методики).
5. Разработка анкеты по теме исследования «Социокультурные трансформации и изменения в институте высшего образования».
6. Кодирование в анкете.
7. Ориентация анкетного опроса. Принципы работы анкетера.
8. Контроль за работой анкетеров.
9. Пилотажное исследование.
II. Литература
1. Бутенко И.А. Анкетный опроскак общение социолога с респондентами. – М., 1989.
2. Зайцева М.И. Анкетакак инструмент конкретно - социологического исследования. – М., 1970, вып. 5.
3. Как провести социологическое исследование. Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. – М.: Политиздат, 1990.
4. Ноэль Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1978- 380 с.
5. Социология. Практикум под ред. А.В. Миронова. - М., 1993.
6. Харчева В.Г. Основы социологии. - М., 1998.
7. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1995.
III. Вопросы для самопроверки
1. Что в социологии называется анкетой?
2. Каковы цели пилотажа?
3. Что такое драматургия анкеты?
4. Что подразумевает дизайн анкеты?
5. Чем отличается дизайн электронной от традиционной анкеты?
6. Каковы преимущества электронной анкеты?
7. Что такое логическая структура вопроса?
8. Каковы основные задачи пилотажа?
9. Каковы типичные недостатки, обнаруживаемые при пилотажеиих внешние признаки?
IV. Другие виды работ
1.Раскройте смысл понятий анкета, анкетирование, анкетер, респондент, раздаточное и персонифицированное анкетирование, логический контроль, кодирование, позиционная и порядковая нумерация, кодификатор, пилотаж.
2.Назовите и раскройте основные принципы построения анкеты. Проиллюстрируете каждый принцип на примере методики по какой-либо конкретной теме исследования, например, "Политические процессы в России", "Трансформация в институте высшего образования" и др.
3.Разработайте анкету для студентов для опроса в рамках темы исследования "Социальная адаптация студентов к общественным переменам в России". Работа ведется по подгруппам. Время работы - 4 часа. Это может быть домашним заданием.
4.Проверьте, теперь соблюдена ли последовательность динамики развертывания вопроса.
4.1. плавный подъем;
4.2. плавный спад;
4.3. резкий подъем;
4.4. резкий спад.
5.Изобразите графически динамику развертывания опроса, согласно разработанной вами анкете.
6.Назовите, каким требованиям должна отвечать верстка анкеты.
Тема 14 Вопрос в социологическом инструментарии.
1. Вопрос как инструмент коммуникации.
2. Перевод вопроса на язык респондента.
Самостоятельная работа
I. Подготовка сообщений
1. Комплекс различных видов вопросов - средство повышения надежности и достоверности информации.
2. Открытые и закрытые вопросы: анализ методик исследования
3. Принципы построения анкеты и динамика развертывания опроса (на примере самостоятельно разработанной анкеты)
4. Пилотаж анкеты (на примере конкретной методики)
5. Прямые и косвенные вопросы (анализ методик исследования).
II. Литература
1. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. - М.: Триволас, 1998.
3. Добреньков В. И., Кравченко А. И, Методы социологического исследования: Учебник.- М.: Инфра – М, 2004.-768 с.- (Классический университетский учебник)
4. Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э.Шереги, М.К.Горшкова. - М., 1996.
III. Вопросы для самопроверки
1 Любая ли информация о различных сторонах жизни людей может быть получена при помощи вопросов?
2. От чего зависит в первую очередь надежность и достоверность ответов?
3. Какие основные требования предъявляются к лексике вопроса?
4. Можно ли смешивать программные вопросы и вопросы, обращенные к респондентам? Аргументируйте свою точку зрения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.