9. Что такое интеркодирование?
10. Чем содержательный контент-анализ отличается от структурного?
IV. Другие формы работы
1. Проиллюстрируйте примерами из индивидуальных или групповых исследовательских программ следующие понятия: документ, целевые, наличные, иконографические, статистические, официальные, неофициальные, личные, безличные, информационные, регулятивные, первичные, вторичные документы, достоверность документа, традиционный анализ, контент-анализ, единицы анализа, единицы счета, квантификация текстов, главные и второстепенные единицы счета, формализованный метод, кодировочные карточки, классификатор.
2. Осуществите контент-анализ тульских газет по тематике исследований "Социальная адаптация молодежи к общественным переменам в России" и "Политическая ситуация в тульском регионе" (Группа разбивается на две подгруппы, работающие по проблематике этих двух исследований).
3. Разработайте инструментарий для проведения контент-анализа на основе индивидуальных или групповых исследовательских программ.
4. Доработайте задачи, операционализацию понятий в системе объекта и предмета
5. Проведите в рамках индивидуальных или групповых исследовательских программ контент-анализ. Обобщите полученные результаты
Тема 26. Наблюдение
1. Понятие наблюдения и его типы.
2. Наблюдатель и наблюдаемый процесс.
3. Пути повышения надежности данных наблюдения.
4. Место наблюдения среди других методов сбора данных.
Самостоятельная работа
I. Подготовка сообщений
1. Неструктурализованное наблюдение как качественный метод сбора данных в исследовании социальной адаптации студентов.
2. Статистическое наблюдение и его использование в социальнодемографических исследованиях.
3. Использование статистического наблюдения в маркетинговых исследованиях.
4. Применение структурализованного наблюдения в изучении политической ситуации в регионе.
5. Разработка индикаторов поведения объекта наблюдения (на примере конкретного исследования).
6. Использование включенного наблюдения для изучения социальной адаптации иностранных студентов ТулГУ.
II. Литература
1. Алексеев А.Н. Социальные нормы производственной организации и жизненная позиция личности. Из опыта экспериментальной социологии. Томск, 1982.
2. Биаюков П.В., Савельев Е.В. Метод структурированного наблюдения при оценке работы городского транспорта. // Социс. 1991.
3. Горяновский А. Украсть можно все: результаты включенного наблюдения.// Социс.1990 - №2.
4. Ряжских И.А. Опыт использования включенного наблюдения для изучения жизни производственного коллектива. // Социс. - 1985. - №3.
III. Вопросы для самопроверки
1. Что называют наблюдением в социологии?
2. Чем научное наблюдение отличается от обыденного? Поясните, в чем заключается процедура наблюдения.
3. Какова задача бесструктурного наблюдения?
4. В каких случаях применяют структурализованное наблюдение?
5. Что такое индикатор свойств и характеристик наблюдаемого объекта? Приведите возможные примеры индикаторов характеристик изучаемого объекта, сформулировав тему КСИ.
6. В каких случаях оправдано вмешательство наблюдателя в изучаемые процессы?
7. Что такое соучаствующее наблюдение?
8. Каким образом можно повысить надежность данных, получаемых методом наблюдения?
9. Каковы преимущества наблюдения?
10.Какими субъективными и объективными причинами вызваны недостатки метода?
11.Можно ли использовать наблюдение как самостоятельный метод сбора данных?
IV. Другие формы работы
1. Раскройте смысл следующих понятий: простое бесструктурное (неструктурализованное), контролируемое (структурализированное), включенное, невключенное, (полувключенное) открытое, скрытое, лабораторное, полевое наблюдение, карточка наблюдения, бланк наблюдения.
2. Проиллюстрируйте эти понятия конкретными примерами из исследований
3. Представьте типологию наблюдения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.