Методология и методы социологического исследования, страница 24

9. Что такое интеркодирование?

10. Чем содержательный контент-анализ отличается от структурного?

IV. Другие формы работы

1. Проиллюстрируйте примерами  из индивидуальных или групповых исследовательских программ  следующие понятия: документ, целевые, наличные, иконографические, статистические, официальные, неофициальные, личные, безличные, информационные, регулятивные, первичные, вторичные документы, достоверность документа, традиционный анализ, контент-анализ, единицы анализа, единицы счета, квантификация текстов, главные и второстепенные единицы счета, формализованный метод, кодировочные карточки, классификатор.

2. Осуществите контент-анализ тульских газет по тематике исследований "Социальная адаптация  молодежи к общественным переменам в России" и "Политическая ситуация в тульском регионе" (Группа разбивается на две подгруппы, работающие по проблематике этих двух исследований).

3. Разработайте инструментарий для проведения контент-анализа на основе индивидуальных или групповых исследовательских программ.

4. Доработайте задачи, операционализацию понятий в системе объекта и предмета

5. Проведите в рамках индивидуальных или групповых исследовательских программ контент-анализ. Обобщите полученные результаты

Тема 26. Наблюдение

1.  Понятие наблюдения и его типы.

2.  Наблюдатель и наблюдаемый процесс.

3.  Пути повышения надежности данных наблюдения.

4.  Место наблюдения среди других методов сбора данных.

Самостоятельная работа

I.  Подготовка сообщений

1.  Неструктурализованное наблюдение как качественный метод сбора данных в исследовании социальной адаптации студентов.

2.  Статистическое наблюдение и его использование в социальнодемографических исследованиях.

3.  Использование статистического наблюдения в маркетинговых исследованиях.

4.  Применение структурализованного наблюдения  в изучении политической ситуации в регионе.

5.  Разработка индикаторов поведения объекта наблюдения (на примере конкретного исследования).

6.  Использование включенного наблюдения для изучения социальной адаптации иностранных студентов ТулГУ.

II.  Литература

1.  Алексеев А.Н. Социальные нормы производственной организации и жизненная позиция личности. Из опыта экспериментальной социологии. Томск, 1982.

2.  Биаюков П.В., Савельев Е.В. Метод структурированного наблюдения при оценке работы городского транспорта. // Социс. 1991.

3.  Горяновский А. Украсть можно все: результаты включенного наблюдения.// Социс.1990 - №2.

4.  Ряжских И.А. Опыт использования включенного наблюдения для изучения жизни производственного коллектива. // Социс. - 1985. - №3.

III.  Вопросы для самопроверки

1.  Что называют наблюдением в социологии?

2.  Чем научное наблюдение отличается от обыденного? Поясните, в чем заключается процедура наблюдения.

3.  Какова задача бесструктурного наблюдения?

4.  В каких случаях применяют структурализованное наблюдение?

5.  Что такое индикатор свойств и характеристик наблюдаемого объекта? Приведите возможные примеры индикаторов характеристик изучаемого объекта, сформулировав тему КСИ.

6.  В каких случаях оправдано вмешательство наблюдателя в изучаемые процессы?

7.  Что такое соучаствующее наблюдение?

8.  Каким образом можно повысить надежность данных, получаемых методом наблюдения?

9.   Каковы преимущества наблюдения?

10.Какими субъективными и объективными причинами вызваны недостатки метода?

11.Можно ли использовать наблюдение как самостоятельный метод сбора данных?

IV. Другие формы работы

1.  Раскройте смысл следующих понятий: простое бесструктурное (неструктурализованное), контролируемое (структурализированное), включенное, невключенное, (полувключенное) открытое, скрытое, лабораторное, полевое наблюдение, карточка наблюдения, бланк наблюдения.

2.  Проиллюстрируйте эти понятия конкретными примерами  из исследований

3.  Представьте типологию наблюдения.