6. Что означает понятие "надежность" теста?
7. Что означает понятие личность для социолога и что из этого следует в контексте использования тестов в конкретном социологическом исследовании?
8. Может ли социолог применять любой психологический тест?
9. Почему в практике социологов в большей степени применяются групповые, а не личностные тесты?
10.Какие методики регистрации обобщенных социальных установок Вы знаете?
11.Можно ли использовать тест как самостоятельный метод?
IV.Другие формы работы
1. Проанализируйте и проиллюстрируйте примерами следующие понятия: тест, общеличностные, специальные (личностные), групповые, тесты, объективные, субъективные тесты, тесты "с карандашом и бумагой", тестовый показатель, надежность теста, проективная техника, семантический дифференциал, личностные диспозиции, ценностные ориентации, социальные установки.
2. Приведите примеры тестов "с карандашом и бумагой" и расскажите, какие свойства личности можно изучать, применяя их.
3. Разработайте бланк экспертного листа для групповой оценки личности (ГОЛ). Ответьте, какие проявления испытуемых позволяют фиксировать подобные методики.
4. Разработайте шкалы семантического дифференциала для изучения отношения респондентов к понятию "общественные перемены". По каким параметрам Вы будете измерять эти отношения?
5. Раскройте, в чем заключается методика ТАТ.
6. Дайте определение диспозиции личности.
7. Основываясь на методике выявления системы ценностных ориентаций личности, предложенной М. Рокичем, разработайте блок вопросов, направленных на изучение динамики ценностных ориентаций населения г. Тулы. Разрешается модифицировать методику с учетом появления в России таких современных ценностей как "свобода", "рационализм", "предприимчивость" и т. д.
Тема 30. Игровые методы
1. Виды игр и их назначение. Игра как социальная технология.
2. Игровые методы и их социологическая практика.
3. Инновационные игры как способ оптимизации управленческой деятельности.
Самостоятельная работа
I. Подготовка сообщений
1. Оргмыслительная игра как способ измерения отношения студентов к общественным переменам в России (по материалам конкретного социологического исследования).
2. Оргмыслительная игра как метод изучения социальной адаптации молодежи к общественным переменам в России.
3. Инновационная игра как способ изучения инноваций молодежи в ходе ее адаптации к социальным переменам в российском обществе.
4. Игры открытого и закрытого типов (сравнительный анализ).
5. Преимущества и недостатки игрового метода в социологии.
II. Литература
1. Алексеева Л.Н. Методология и игротехника в организационно-деятельностных играх // Методологическое и психологическое обеспечение перестройки управленческой деятельности. Уфа, 1987.
2. Баранов П.В.. Сазонов Б.В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности. М., 1989.
3. Дудченко В.С. Инновационные игры. - Таллинн.1989.
4. Дудченко В.С. Инновационные технологии. Учебно-методическое пособие. М., 1996.- 153 с.
5. Дудченко В.С. Основы инновационной методологии. - М., 1996.-68 с.
6. Дудченко В.С., Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии // Социологические исследования 1990.-№ 12.-С. 103-111.
7. Котляревский Ю.Л. Игротехническая культура: предметные реалии и рефлексивное восхождение // Социс. 1995.№2. С.105-117.
8. Котляревский Ю.Л. Игротехническая культура: эффект шагреневой кожи// Социс. 1993.№7.
9. Котляревский Ю.Л., Имитационно- игровая модель как прожективная и экстремальная Среда нормативно - регулируемой человеческой деятельности. // Юрид. вестн. 1994.№1.С.94-97.
10. Ефимов В.М. Имитационная игра для системного анализа управления экономикой. - М., 1988.
11. Жуков Р.Ф. Деловые игры в деле// Экономика и организация промышленного производства.1980. № 9 С. 75- 85.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.