5. Каков центральный критерий отбора экспертов?
6. Покажите, как можно рассчитать совокупный индекс самооценки экспертов на основании оценки их своих знаний, опыта и способностей.
7. Индекс компетентности экспертов колеблется от 0 до 1. Какое минимальное допустимое значение индекса является достаточным основанием для включения эксперта в группу?
8. Расскажите о методе коллективной оценки экспертов. Когда он может применяться?
9. Что называют экспертной оценкой?
10.Назовите основные функции метода экспертной оценки. Приведите примеры реализации экспертами этих функций.
11.Преподаватель знакомит с одной из методик групповой оценки личности -методикой Утюжниковой, применяемой для диагностики деловых и личностных качеств руководителей и специалистов. Используя комплекс качеств из заранее разработанного экспертного листа, студенты рассчитывают средний балл по каждому качеству и строят график личностного профиля руководителя X. Время работы 50 мин.
12.Домашнее задание: проанализировать график личностного профиля, осуществить прогноз успешности управленческой деятельности и выдать рекомендации по развитию уровня качеств, попавших в номинальную зону.
13.Раскройте сущность метода Дельфи. Когда он применяется?
14.Проведение ролевой игры "Круглый стол". Перемены в России: состояние и прогноз. Давайте представим, что все мы эксперты. Наша задача состоит в том, чтобы оценить происходящие перемены в России и осуществить прогноз развития социальных процессов. Для этого мы организуем заседание "круглого стола". Его тема "Перемены в России: состояние и прогноз". Разделим всю группу на несколько подгрупп.
1-я группа - это "генераторы идей". Они будут осуществлять диагностику состояния общества и выдвигать различные идеи.
2-я группа - это "регуляторы", которые следят за тем, чтобы полемика не приобретала хаотический характер и не переходила во взаимную оценку мнений друг друга.
3-я группа - это "селекторы", они отбирают наиболее важные идеи "генераторов".
4-я группа - это "стимуляторы", которые формулируют различные предложения и побуждают "генераторов" к выработке оценок.
Количественный состав каждой группы - 5-6 чел. В роли "президента круглого стола" выступает преподаватель. Время работы - 1.5 часа. Заседание проходит по специально разработанному сценарию. Студентам заранее выдаются домашние задания по выполнению ролей.
IV. Тематика курсовых работ
1. Использование экспертной оценки при диагностике социальной ситуации в России.
2. Применение экспертной оценки при прогнозировании социальных процессов.
3. Использование экспертного опроса при диагностике девиантного поведения молодежи.
4. Групповая оценка личности. (Сравнительный анализ существующих методик ГОЛ).
5. Применение экспертного опроса в комплексе с другими методами. (на примере конкретного исследования).
Тема 19. Телефонный опрос
1. Особенности телефонного опроса
2. Преимущества и недостатки телефонного опроса
3. Проблемы репрезентативности
4. Радиотелевизионные опросы, репрезентативность радиотелефонных опросов.
Самостоятельная работа
1. Подготовка сообщений
1. Анкетирование, интервью и телефонный опрос (сравнительный анализ)
2. Телефонный опрос: преимущества и недостатки метода.
II. Литература
Мягков А.Ю. Обеспечение анонимности в социологическом опросе (аналитический обзор зарубежных исследований)// Социс. - 1999. - № 5. - С.107-114.
Мягков А.Ю. Опросные методы сбора данных: предпочтения респондентов// Социс. - 2000. - № 8. - С.98-109.
III. Вопросы для самопроверки
1. Какой главный методический недостаток телефонного опроса?
2. Какие существуют препятствия для применения телефонного опроса?
3. Какие виды телефонного опроса вы знаете?
4. Какой инструментарий, применяемый для телефонного опроса вы знаете?
5. Можно ли включать неограниченное число вопросов в вопросник для телефонного опроса?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.